Биопсия — это иссечение (отрезание) и взятие фрагмента ткани органа для микроскопического исследования с целью диагностики и изучения течения патологического процесса. Различают диагностическую биопсию, проводимую с целью уточнения или постановки диагноза, и лечебную биопсию, цель которой — наблюдение за изменениями в тканях, происходящих под влиянием терапии.

Показания и цель биопсии шейки матки

Биопсия шейки матки является более точным исследованием, чем цитология. Обследование проводится с целью выявления атипичных клеток. С помощью кольпоскопа врач обнаруживает патологические участки на шейке матки и из этого фрагмента берет ткань. Биопсия помогает в точности узнать, являются ли клетки патологическими и насколько сильно выражены изменения. Важное значение в изучении клеток тканей играет выявление онкологических изменений половых органов и определение объема лечения. Биопсия шейки матки проводится после окончания менструации, на 3–5-й день.

Противопоказания

Наряду со многими показаниями к процедуре существуют ситуации, когда проведение биопсии шейки матки противопоказано. Это наличие острых воспалительных процессов органов малого таза и нарушения свертываемости крови. При воспалении проводят лечение, а после биопсию. В случае нарушения свертываемости крови рассматриваются варианты других исследований.

Перед процедурой врач направит пациентку на анализ крови (определение сифилиса, гепатитов и вируса иммунодефицита человека). Если планируется анестезия, запрещается прием пищи за 12 часов перед биопсией. Сам анализ проводится амбулаторно либо в стационаре. Пациентка лежит на гинекологическом кресле. Если имеется несколько патологических участков, целесообразно делать забор материала из всех очагов. Обычно исследуемый материал составляет около 0,5 см ширины, и 0,3 мм толщины (эпителий + соединительная ткань). После раневая поверхность обрабатывается коагулянтом (раствором, ускоряющим свертываемость крови). На основании результатов биопсии шейки матки врач подбирает наилучший способ лечения.

Многих женщин волнует вопрос, больно ли делать биопсию шейки матки. С одной стороны, травматичность вмешательства должна быть оправдана, с другой — напрасно врач на исследование пациентку не направит. Причем, если стоит вопрос о наличии злокачественных клеток, придется потерпеть несколько минут неприятных ощущений. В основном дискомфорта как такового нет, однако многие женщины из-за страха неизвестности испытывают нервное перенапряжение, и всякое внедрение в организм воспринимается более выраженно. На самом деле процедура биопсии ничуть не больнее и не приятнее других гинекологических внедрений; чувствуется легкое пощипывание во время самой манипуляции. На наличие неприятных ощущений прежде всего влияет индивидуальный болевой порог женщины. Далее следует способ биопсии, в некотором смысле опыт врача; немалое значение оказывает объем ткани, взятой для исследования — для обезболивания у некоторых пациенток применяют местную анестезию. Сразу же после процедуры рекомендуется придерживаться некоторых правил, чтобы уменьшить выделения и неприятные ощущения внизу живота. После биопсии на шейке матки остается небольшая раневая поверхность, которая должна зажить (именно поэтому манипуляцию рекомендуется делать в течение 3-5 дней после окончания менструации). В некоторых случаях после анализа выписывается больничный на 1–2 дня.

Способы биопсии шейки матки

• Щипковая: врач специальными щипцами отщипывает кусочек ткани. После процедуры раневая поверхность заживает в течение 4 дней.
  • Петлевая (радиоволновая): безболезненный способ взятия материала для исследований, после которого не наблюдается мажущих выделений, но их появление возможно через 7–10 дней после манипуляции.
  • Конизация: конусообразное иссечение фрагмента шейки матки, позволяет не только диагностировать, но и пролечить патологические участки. Процедура позволяет удалить большие части поврежденной ткани.

Оптимальный способ биопсии именно для конкретной пациентки подбирает врач. Результаты исследований, как правило, готовы на 10–14-й день. Последствия биопсии шейки матки не очень приятные. Чтобы избежать излишнего волнения, следует знать, что может беспокоить. Это тянущие боли в низу живота, которые могут наблюдаться продолжительностью до 5 дней и мажущие выделения, в некоторых случаях происходящие до 10 дней.

Важно понимать, что такую тонкую и сложную процедуру должен выполнять только опытный врач. Вы можете записаться на прием к специалисту медицинского центра Ваша Клиника онлайн и получить скидку на прием и проведение биопсии шейки матки.

После биопсии шейки матки

Чтобы уменьшить неприятные ощущения после биопсии и обеспечить нормальное восстановление клеток шейки, в течение следующих 4-8 недель после манипуляции запрещается:

• поднимать тяжести более 3 кг;
  • заниматься тяжелым физическим трудом;
  • ходить в сауны, бассейны и бани;
  • использовать спринцевания и тампоны;
  • принимать ванны (для гигиенических процедур применяется душ);
  • исключаются интимные контакты (раневой поверхности необходимо зажить);
  • особое внимание следует обратить на прием некоторых лекарств. Например, аспирин обладает свойством разжижать кровь, что препятствует образованию кровяных сгустков и удлиняет процесс заживления, а выделения становятся более обильными. Такие препараты следует исключить на некоторое время, если же без них не обойтись, посоветоваться с врачом об их замене.

Разница в 4-8 недель, описанная выше, объясняется способом и объемом биопсии. Конкретно для каждой пациентки врач сообщает, какое количество времени потребуется для регенерации.

Осложнения

Есть ситуации, встречающиеся крайне редко, однако о появлении которых женщина должна знать, чтобы вовремя обратиться к врачу за помощью. Это:

• кровотечение и более обильные выделения, чем во время менструации;
  • повышение температуры (более 37 градусов);
  • выраженные боли в низу живота;
  • неприятный запах выделений.

При появлении одного или нескольких симптомов необходимо обратиться к гинекологу для исключения заноса инфекции и появления воспаления.

Биопсия шейки матки 2000
Прием гинеколога с осмотром, без назначения индивидуальной схемы лечения 890
Назначение индивидуальной схемы лечения гинекологом 1000

Это может быть вам интересно: