Почечная недостаточность — это синдром, при котором нарушается работа почек посредством расстройства выделительной функции, то есть происходит задержка выделения из организма продуктов обмена. При этом нарушается водный, электролитный, кислотный, щелочной и осмотический обмен, симптоматически проявляясь букетом признаков на фоне задержки образования и выделения мочи.

Симптомы почечной недостаточности

Не всякое нарушение работы почек приводит к состоянию недостаточности. Признаки почечной недостаточности – это, по сути, совокупность тяжелых нарушений функций органа. Различают острые и хронические симптомы, которые в начальном своем проявлении различаются. Острые развиваются резко и внезапно, обычно на фоне острого заболевания почек. Симптомы при хроническом процессе несколько стерты, но отличаются нарастанием признаков, которые вначале слабые, но со временем становятся сильнее и клинически богаче.

Симптомы почечной недостаточности развиваются при нарастании клинических признаков основной болезни и развитии ее осложнений. Признаки почечной недостаточности:

• озноб, лихорадка, повышение температуры;
  • снижение артериального давления, посинение треугольника между губами и носом, бледность кожных покровов;
  • быстро развивающаяся желтуха кожи и глазных склер;
  • темный цвет мочи.

Состояние может провоцировать появление шока. После того как врачами будет снято шоковое состояние, на протяжении следующих недель (от 2 до 6) наблюдается снижение объема выделяемой мочи – менее 500 мл в сутки (в норме — 1500-2000 мл, зависит от количества употребляемой жидкости). В это же время вместе с уменьшением выделения мочи больные чувствуют сильную слабость, головную боль и головокружение, постоянную утомляемость и сонливость, потерю аппетита, тошноту и рвоту. В анализах присутствуют явные признаки отклонений, служащих врачу подтверждением наличия почечной недостаточности. Развивается анемия и происходят нарушения со стороны центральной нервной системы: судороги, параличи, наблюдается разный размер зрачков, непроизвольные движения глазных яблок, уменьшение или приобретение  патологических рефлексов, нервное возбуждение.

Хронические симптомы развиваются медленно, при этом состояние пациента и общее самочувствие ухудшается постепенно. Сначала больной чувствует слабость, повышенную утомляемость, после развивается одышка, происходят нарушения со стороны работы сердца, мучает жажда, отеки либо обезвоживание. Аппетит ухудшается, вес теряется, появляется тошнота и рвота, иногда болит живот. Такой процесс длится годами, в анализах наблюдается постепенное изменение в сторону ухудшения показателей крови и мочи.

Лечение почечной недостаточности

Следует понимать, что подобная болезнь нуждается в комплексном лечении под руководством опытного доктора. Сегодня в многопрофильном медицинском центре Ваша Клиника вы можете получить скидку на лечение почечной недостаточности в 10% - для этого нужно просто записаться на прием к врачу через форму на сайте.

Лечение недуга комплексное и зависит от стадии болезни и патологии, вызвавшей синдром. Терапевтические мероприятия основываются на лечении основной болезни, проводится восстановление нарушений водного, электролитного и кислотно-щелочного равновесия, назначаются симптоматические препараты (действие которых направлено на ликвидацию сопутствующих симптомов). Огромное значение для восстановления состояния имеет соблюдение диеты. Очищение крови (гемодиализ) применяется по необходимости, в тяжелых случаях требуется операция по пересадке почек. Назначая те или иные методы терапии, врач опирается на общее состояние больного и проявления болезни, характера патологии, данные лабораторных исследований.

Острая почечная недостаточность

При остром развитии почечной недостаточности важно пресечь нарастающие тяжелые симптомы со стороны дыхания, сердца, нервной системы, отравление организма и как можно скорее восстановить нормальную производительность мочи (диурез). Пациент госпитализируется, и лечение проводится под постоянным наблюдением врача. Важную роль в налаживании нормального функционирования почек играет рацион питания. Диета при почечной недостаточности заключается в том, чтобы поступающие продукты питания и жидкости шли на восстановление водно-электролитного и кислотно-щелочного баланса. По калориям диета планируется из расчета 30 ккал на 1 кг массы тела. В минеральном и энергетическом соотношениях диета включает жиры и углеводы, а употребление белка сводится к минимуму; питание обогащается натрием, калием, органическими кислотами, минеральными солями. Если состояние больного тяжелое, все необходимые для жизни элементы вводятся в кровь в жидком виде через капельницу, в более легких случаях пациент питается самостоятельно. Следуя этому, диета при почечной недостаточности состоит из сладких жирных каш, сливок, сметаны, картофельного пюре, меда и пудингов. После того как состояние начнет нормализироваться, питание обогащается фруктами и овощами, компотами, соками, молоком, овощными супами, подсаливанием продуктов.

Хроническая почечная недостаточность

В случае с хроническим процессом терапия сводится к предупреждению сильных нарушений функций почек и максимального восстановления их функций. Налаживается питание, проводится симптоматическая терапия, процедуры по очищению крови. Диета всегда составляется врачом-специалистом, потому что точное содержание необходимых элементов, жиров, углеводов и допустимой нормы белка зависит от степени тяжести патологического процесса в почках. Своевременная и грамотная терапия позволяет качественно улучшить состояние больного, а в тяжелых случаях увеличить продолжительность жизни. Лечение, соблюдение диеты и гемодиализ многим позволяют вернуться к полноценной жизни и позабыть о болезни на годы. Другой вопрос, если больному требуется пересадка почек — процедура дорогостоящая и трудная, — многим приходится ждать долгие годы на появление подходящего реципиента. Острые же случаи заболевания, если они не тяжелой формы, лучше всего поддаются терапии в плане полного избавления от болезни.