УЗИ органов малого тазаУльтразвуковая диагностика позволяет быстро и эффективно распознать изменения тканей и органов. В большинстве случаев для точной постановки гинекологического диагноза достаточно сделать УЗИ органов малого таза. Так как многие болезни половой сферы протекают бессимптомно, УЗИ позволяет быстро определить ту или иную патологию и вовремя начать лечение. Профилактически УЗИ рекомендуется делать 1 раз в год, в первой половине цикла, если нет других рекомендаций врача (впервые УЗИ органов малого таза у женщин и девушек можно проводить и в день менструации). Принцип работы УЗИ основан на отражении ультразвуковых волн от тканей органов, преобразование и передача сигнала на экран с последующим получением плоского изображения исследуемого участка.

В акушерстве и гинекологии ультразвуковое исследование проводится двумя способами:

1. Абдоминальный — способ исследования органов через брюшную стенку, проводится после наполнения мочевого пузыря жидкостью, что приводит к определенному дискомфорту во время процедуры.
  2. Трансвагинальный — способ, при котором датчик вводится во влагалище, что дает более четкую диагностическую картину. Перед обследованием не требуется наполнять мочевой пузырь.

УЗИ органов малого таза у женщин включает изучение структуры матки, шейки и фаллопиевых труб, влагалища, мочевого пузыря, яичников. Перед УЗИ врач опрашивает пациентку о характере менструального цикла, имеющихся общих заболеваниях, обращает внимание на наличие жалоб (боли, выделения и др.). Сначала оценивается состояние влагалища и матки с помощью гинекологического зеркала, по усмотрению врача назначаются дополнительные исследования. УЗИ малого таза позволяет быстро определить состояние матки и придатков, кроме того, метод не имеет противопоказаний.

Цели УЗИ:

• анализ формы и размера органов малого таза, обнаружение патологии;
  • определение причин боли или кровотечения;
  • выявление воспалительных процессов;
  • подтверждение или исключение внематочной беременности;
  • определение срока беременности, наблюдение за развитием плода, состоянием плаценты, количеством околоплодных вод, раннее выявление патологий беременности (на ранних сроках применяется трансвагинальный метод исследования, на поздних — абдоминальный);
  • слежение за состоянием матки и яичников после аборта и операций;
  • отслеживание роста опухоли;
  • под контролем УЗИ проводятся некоторые гинекологические манипуляции (например наблюдение за фолликулом и его пункция для дальнейшего искусственного оплодотворения).

Подготовка к УЗИ органов малого таза

УЗИ малого таза в «Вашей клинике» в Москве выполняется с помощью современной аппаратуры опытными врачами. Перед исследованием, проводимым через брюшную стенку (абдоминальным способом), следует наполнить мочевой пузырь, выпив за 4–5 часов до процедуры несколько стаканов воды или негазированного сока. Это нужно для более точного обследования (кишечник выталкивается из исследуемой зоны). Датчик и кожа смазываются гелем, который способствует лучшей передачи данных на экран. После процедуры гель удаляется с живота.

При способе, проводимом через влагалище (трансвагинальный), пить жидкость не нужно. Ультразвуковой датчик вводится во влагалище. Перед процедурой следует информировать врача, если имеется аллергия на латекс. Датчик имеет в диаметре около 2 см, предварительно смазывается специальной смазкой, чтобы женщина чувствовала себя комфортно. Исследование абсолютно безболезненное и длится около 10 минут (как и абдоминальное УЗИ малого таза). УЗИ проводится лежа на спине с согнутыми в коленях ногами. Данный способ незаменим для исследования матки и придатков у женщин с ожирением, с неспособностью наполнить мочевой пузырь и повышенным метеоризмом.

В норме матка и яичники правильно расположены (матка имеет грушевидную форму при сканировании продольно), врач не обнаружит измененного эндометрия, опухолей или кисты. Если женщина беременна, специалист увидит развивающийся в матке плод. При исследовании мочевого пузыря и мочеточников анализируется их форма и размеры до и после мочеиспускания. Посредством УЗИ видно наличие камней или песка.

Самые частые патологии, определяемые с помощью УЗИ

Миома матки. При исследовании будут видны неровности и увеличение контуров матки, размер и количество узлов. Это важная информация, так как на основании проведенного УЗИ определяется схема лечения. Значение имеет день исследования: сразу же после менструации узлы выглядят значительно меньше, чем во второй половине цикла.

Киста яичников. В норме яичники у женщин детородного возраста имеют овоидную форму (схематически — в форме яйца). При кисте на яичниках обнаруживаются небольшие образования с содержимым. УЗИ проводится обычно 2 раза за 1 менструальный цикл. Киста во время менструации становится большего размера. Единственный нюанс — с помощью  УЗИ невозможно определить природу опухоли (доброкачественная или злокачественная), поэтому врач направит на детальные обследования.

Воспаление органов малого таза. Исследование делается в день менструации, сразу же после нее или во второй половине цикла — дату назначает врач. К примеру, сразу же после менструации при УЗИ видно, забрасывается ли менструальная кровь в фаллопиевы трубы, что может провоцировать развитие воспаления. А по состоянию слизистой оболочки матки можно судить о характере патологии при эндометрите, а также насколько сильно вовлечены ткани эндометрия в воспалительный процесс.

Цена на УЗИ органов малого таза

УЗИ — это быстрый, относительно недорогой, а порой незаменимый способ обследования. Цена на УЗИ малого таза варьируется и зависит от исследования конкретного органа, триместра беременности и способа исследования.

УЗИ органов малого таза трансвагинальное 1100 -30%
УЗИ органов малого таза абдоминальное 1000 -30%

Это может быть вам интересно: