ДЕРМАТИТ АТОПИЧЕСКИЙ

Атопический дерматитхроническое воспалительное заболева­ние кожи, сопровождаемое зудом и экзематизацией, часто связанное с наследственной предрасположенностью к атопии и имеющее ти­пичные места локализации.

Частота:

7—24:1000 населения.

Преобладающий возраст:

Детский.

Факторы риска:

• Атопический фенотип.
  • Ранний контакт ребенка из семьи с наследственной предрас­положенностью к атопии с пищевыми или ингаляционными аллергенами (наличие животного в доме, высокая концентра­ция аллергенов домашней пыли).
  • Курение в семье.

Патогенез:

• Повышение содержания IgE, часто выявляют положительные кожные пробы и специфические AT(IgE) к некоторым ингаля­ционным и пищевым аллергенам. Характерна эозинофилия периферической крови.
  • Снижение показателей клеточного иммунитета: уменьшение выраженности реакции гиперчувствительности замедленного типа (в том числе в кожных тестах на туберкулин), снижение количества Т-лимфоцитов (прежде всего Т8 клеток) и их функ­ций, что приводит к повышенной склонности к развитию ви­русных и грибковых инфекций.
  • Нарушения вегетативной регуляции и внутриклеточных регуляторных систем.

Клиническая картина:

В течении заболевания выделяют три фазы: младенческую (до 3 лет), детскую (с 3 до 7 лет) и взрослую. В младенческой и дет­ской фазах чаще наблюдаются очаговые эритематозно-сквамозные высыпания со с клонностью к экссудации (везикуляция, мокнутие) на коже лица, ягодицах, конечностях. Во взрос­лой фазе доминируют зудящие эритематозно-лихеноидные вы­сыпания на сгибательных поверхностях конечностей, на шее с развитием лихенизации (кожа становится утолщенной, гру­бой на ощупь, кожный рисунок резко выражен). Степень выра­женности и распространенности процесса может быть различ­ной — от ограниченных (периоральных) до обширных пораже­ний кожного покрова по типу эритродермии. В типичных слу­чаях поражение кожи выражено на лице, шее, верхней части груди и частично на спине, в локтевых и коленных сгибах, на сгибательной поверхности лучезапястных суставов, тыле ки­стей. Очаги поражения располагаются симметрично, имеют не­четкие границы и неправильные очертания. На фоне неостро­воспалительной эритемы и лихенификации нередко появляют­ся мелкие бледно-розовые папулезные элементы, иногда пруригинозного характера с точечными экскориациями и геморра­гическими корочками. Доминирующий характер высыпаний (эритематозный, лихеноидный, папулезный, пруригинозный или их сочетания) индивидуален. На лице отмечаются слабовыраженная эритема, шелушение. Веки отечны, утолщены, выра­жены периорбитальная складчатость и некоторая пигментация кожи, губы сухие, растрескивающиеся (атопический хейлит), в углах рта часты заеды. Характерен белый дермографизм, осо­бенно выраженный в периоды обострения болезни.

Характерная складка по краю нижнего века (признак Ден­ни/линия Моргана).        ,

Усиление рисунка линий ладони (атопические ладони).

Методы исследования:

• Анализ крови: эозинофилия.
  • Повышение содержания сывороточного IgE.
  • При подозрении на аллергическую природу заболевания — кожные пробы с аллергенами.
  • Дермографическая проба: белый дермографизм.
  • Проба с внутрикожным введением ацетилхолина.

Дифференциальный диагноз:

• Контактный дерматит.
  • Чесотка.
  • Себорейный дерматит.
  • Псориаз.
  • Хронический простой лишай.
  • Ихтиоз.

Лечение:

Оптимальный туалет кожи: ограничение контакта с водой, пе­ред принятием водных процедур следует нанести на поражен­ные участки любой защитный крем, не рекомендуют горячие ванны; минимальное использование мыла, необходимо избе­гать применения раздражающих веществ.

При выявленной аллергии к клещам домашней пыли — соблю­дение элиминационного беспылевого режима.

Диета. Ограничение употребления потенциально аллергенных и обладающих гистаминолиберирующими свойствами пище­вых продуктов и добавок. У новорожденных и детей выделяют облигатные аллергены, способствующие развитию экземы: яйца, молоко, пшеницу, орехи. При обострении рекомендуют ограничение в диете на 3—4 нед. При наследственной предрас­положенности к атопическим заболеваниям не рекомендуют введение твердого прикорма до 6-месячного возраста, а облигатных аллергенов — до года. Лечение сопутствующих заболеваний, рациональный режим труда и отдыха, диспансерное наблюде­ние и рациональная профессиональная ориентация больных.

Течение и прогноз:

Хроническое заболевание, склонное к купи­рованию с возрастом. У 90% пациентов наблюдают спонтанное из­лечение в пубертатном периоде. У некоторых взрослых происходит трансформация в локализованную экзему (хронический дерматит ладоней или стоп, дерматит век).

Если у Вас остались вопросы, Вы можете записаться на прием к дерматологу нашего медицинского центра.