ДЕМОДИКОЗ

Демодикоз является хроническим заболеванием преимущест­венно кожи лица, вызываемым
клещом угревой железницы. В об­щей структуре заболеваний кожи демодикоз составляет 2,9%, а в структуре
акнеформных дерматозов — 10,5%. Заболевание рас­пространено во всех странах и во все времена года. По
данным ряда авторов, носительство паразита у здоровых лиц в разные возрастные периоды составляет от 19,3 до
61,2%.

Этиология. Возбудитель заболевания — Demodexfolliculorum(оби­тает внутри волосяных
фолликулов) и Demodexbrevis(в сальных же­лезах). Это мелкие клещи с вытянутым червеобразным телом,
дли­ной 0,15—0,4 мм. Источниками заражения являются больной чело­век и домашние животные. Клещ
обнаружен у собак, лошадей и крупного рогатого скота. Заражение происходит при прямом кон­такте.
Репродуктивный цикл развития клеща происходит следую­щим образом: яйцо, личинка, нимфа 1 (протонимфа),
нимфа 2 (дейтонимфа), имаго (половозрелый клещ). Цикл развития составляет, по разным данным, от 15 до 25 сут.

Патогенез. Клещи рода Demodexявляются облигагными паразитами и не способны к жизни вне
организма хозяина. Они существуют за счет питательных веществ, получаемых из эпителия организма хозяина.
Со­гласно одним гипотезам, демодекс является безобидным обитателем сальных желез. Согласно другим,
превращение клеща в паразита кожи связано с изменением условий среды обитания. Нарушения гомеостаза
изменяют постоянство микробиоценоза и приводят к дисбакгериозу кожи. Нейроэндокринные, желудочно-кишечные,
психические, им­мунные заболевания, поражения гепатобилиарной системы и наруше­ния липидного обмена
могут способствовать возникновению демодикоза. У всех больных демодикозом наблюдается уменьшение
количест­ва Т-лимфоцитов и их субпопуляций — Т-хелперов и Т-супрессоров. Одновременно снижается
уровень СД16+-лимфоцитов, соответствую­щих популяции NK-клеток, обладающих цитолитической
активностью и принимающих участие в противоинфекционном иммунитете.

Клиническая картина. Заболевание, как правило, возникает ис­подволь, проявляет
тенденцию к прогрессированию и распростра­нению. На коже вокруг устьев волосяных фолликулов появляются
на фоне эритемы папулы и пустулы, наблюдается отрубевидное шелу­шение. При локализации в области лица
элементы напоминают ро­зовые угри. Наблюдается выпадение волос в области поражения. Воз­можны
глазные проявления заболевания (блефароконъюнктивит, эписклерит, кератит, серозный ирит). Диагноз
основывается на сально-волосяных фолликулов, удаленных волосах и ресницах.

Лабораторная диагностика. Соскоб производят скальпелем или глазной ложечкой.
Материал для исследования можно получить так­же при выдавливании содержимого фолликула. Исследуемый
матери­ал наносят на предметное стекло в каплю 10% щелочи, закрывают по­кровным стеклом и
просматривают в течение 5—10 мин после забора материала под микроскопом (об. 10, ок. 10). Результат
лабораторного исследования считается положительным при обнаружении в препара­те клещей, яиц, личинок,
опустевших яйцевых оболочек. В случае об­наружения только оболочек необходимо повторное
исследование.

Дифференциальный диагноз

• Угри обыкновенные.
  • Угри розовые.
  • Периоральный дерматит.

Меры профилактики не разработаны.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете записаться на прием к дерматологу нашего медицинского центра.