Запись на консультацию по тел. +7 ( 495 ) 589-85-42, +7 ( 495 ) 589-85-43.

Также можно записаться на удобное для Вас время.

ДЕРМАТОЗЫ БЕРЕМЕННЫХ

Поражение кожи у беременных включает в себя группу дермато­зов, развитие и течение которых связано с беременностью.

Зуд кожи

Зуд кожи:

Возникает у 2% беременных в IIIтриместре беремен­ности.

Патогенез:

Предположительно зуд обусловлен усилением экс­креции желчных кислот под влиянием эндогенных гормонов (эст­рогена и прогестерона). Его развитие также связывают с рецидиви­рующим холестазом.

Клиническаяя картина:

Обычно зуд локализуется в области живо­та, но может быть и генерализованным. У части пациенток выраже­ны иктеричность склер и отмечается увеличение содержания алкилинфосфатазы в печеночных пробах. После родов зуд исчезает, но может возникнуть вновь при следующей беременности или ис­пользовании оральных контрацептивов.

Дифференциальный диагноз:

• Чесотка.
  • Токсикодермия.
  • Гепатит.

Пруриго беременных возникает в более ранние сроки (от 25-й до 30-й недели) и не имеет уртикарного характера в отличие от по­лиморфного дерматоза. Клиническая картина характеризуется диссеминированными зудящими пруригинозными высыпаниями в виде экскориированных узелков с геморрагической корочкой на вершине. Сыпь сохраняется на протяжении всей беременности, плохо поддается лечению (см. Почесуха); после родов самостоя­тельно регрессирует.

Полиморфный дерматоз

Полиморфный дерматоз беременных:

Развивающийся в IIIтримест­ре беременности, в среднем на 36-й неделе беременности, обычно за 1—2 нед. до родов; самостоятельно регрес­сирует в течение нескольких дней после родов.

Частота:

Один случай на 120—240 беременностей.

Патогенез:

Заболевание связывают с аномальным увеличением массы тела беременной и плода, перерастяжением кожи живота.

Клиническая картина:

На коже живота, ягодиц, бедер, изредка ли­ца, ладоней и подошв появляются красные папулы, размером 1—3 мм, которые быстро сливаются в бляшки, напоминающие крупные вол­дыри, местами образующие сливные полициклические очаги. Высы­пания сопровождаются сильным зудом. Слизистые не поражаются.

Диагностика:

Обычно основывается на клинической картине.

Дифференциальный диагноз

• Герпес беременных.
  • Лекарственная токсикодермия.
  • Диффузный нейродермит.

Течение и прогноз:

Все симптомы обычно исчезают через 7— 10 дней после родов. У большинства женщин рецидивов при после­дующих беременностях не бывает. Каких-либо неблагоприятных влияний на беременную и плод не отмечено.

Синонимы:

• Зудящий уртикарно-папулезный и бляшечный дерматоз беременных.
  • Токсическая эритема беременных.

Герпес беременных

Герпес беременных:

Дерматоз, проявляющийся полиморфной сыпью и сильным зудом, возникающий во время беременности и послеродовом периоде.

Частота:

Один случай на 4000—50 000 беременностей.

Факторы риска:

• Эпизоды заболевания во время предыдущей беременности.
  • Применение пероральных контрацептивов.
  • Опухоли из трофобласта.

Этиология и патогенез:

Аутоиммунное заболевание, протекающее с участием комплементсвязываюших IgG-антител. У больных с боль­шой частотой обнаруживают аллели HLA-B8, HLA-DR3и HLA-DR4.

Клиническая картина:

Заболевание обычно начинается на 4— 7-м месяце беременности, однако может возникнуть и первом три­местре и в послеродовом периоде. Проявляется в виде папул и ве­зикул. Встречаются также мелкие и крупные красные волдыри, крупные напряженные пузыри, эрозии и корки. Элементы распо­лагаются группами, что обусловливает и название «герпес беремен­ных». Процесс чаще всего начинается с области пупка, а затем рас­пространяется на кожу живота, бедер, ладоней и подошв, редко — на слизистую оболочку рта.

Дифференциальный диагноз:

• Полиморфный дерматоз беременных.
  • Полиморфная экссудативная эритема.
  • Герпетифорный дерматит Дюринга.
  • Лекарственная токсикодермия.

Лечение:

При легком течении местно применяют кортикостероидные ма­зи в сочетании с приемом внутрь антигистаминных препаратов. При буллезных высыпаниях назначают преднизолон внутрь 40 мг/сут. с последующим снижением до поддерживающей дозы. В родах ино­гда необходимо значительное повышение дозы из-за резкого увели­чения высыпаний и зуда.

Полосы атрофические

Полосы атрофические:

Появляются у большинства беременных на коже живота, ягодиц, молочных желез.

Патогенез:

По-видимому кроме механического фактора (растя­жение) определенное значение имеет дистрофия дермы, обуслов­ленная эндокринопатией, вегетативными нарушениями и др.

Клиническая картина. Атрофические полосы кожи шириной до 4—6 мм, располагаются симметрично. Участки полосовидной атро­фии резко очерченные, с морщинистой поверхностью белесова­то-сиреневого оттенка, слегка запавшие.

Лечение:

Применение после родов кремов «Медерма» или «Контратубекс».

Синоним:

Стрии беременных.

Кроме того, во время беременности отмечается более выражен­ная общая пигментация кожи, особенно у брюнеток, развивается в области сосков молочных желез, гениталий, срединной линии жи­вота. У многих женщин увеличиваются количество и размеры мела-ноцитарных невусов. Волосы несколько редеют, возможна даже диф­фузная алопеция, однако после родов, с течением времени свойства волос восстанавливаются. Иногда отмечается некоторый гипертри­хоз в сочетании с акне, обычно во второй половине беременности. Это может быть результатом андрогенсекретируемой опухоли, лютеомы, лютеиновых кист или поликистоза яичников, в связи с чем не­обходимо тщательное обследование. Сосудистые изменения связыва­ют с действием эстрогенов, они проявляются у 70% беременных эри­темой ладоней, которая в отдельных случаях может быть выражена лишь в области тенара и гипотенара. Могут возникать мелкие гемангиомы, чаще на коже головы и шеи. Часто наблюдаются варикозное расширение вен конечностей, геморрой, реже тромбофлебит глубо­ких вен. Возможен также отек лица, век, стоп, кистей, который воз­никает в утренние часы и исчезает к вечеру. У 80% беременных раз­виваются гингивиты (отек и покраснение десен), иногда сопровож­дающиеся болезненностью и изъязвлением. В 2% случаев изменения десен сопровождаются появлением маленьких сосудистых образова­ний типа пиогенной гранулемы, кровоточащих при дотрагивании (гранулема беременных). Такая симптоматика несколько ослабевает при приеме витамина С.

В период беременности возможно увеличение частоты инфекци­онных поражений, особенно кандидоза, остроконечных кондилом, простого герпеса, бовеноидного папулеза. Во время беременности обостряются аутоиммунные заболевания (особенно красная волчан­ка), лимфомы, атопический дерматит. Эффект беременности на псо­риаз может быть различным, у ряда больных может развиться острая пустулезная форма.

Запись на консультацию по тел. +7 ( 495 ) 589-85-42, +7 ( 495 ) 589-85-43.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете получить консультацию ведущих специалистов клиники.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете записаться на прием к дерматологу нашего медицинского центра.