ЛЕПРА

Лепра — хроническое инфекционное заболевание. Наиболее рас­пространена лепра в странах Азии и
Африки.

Этиология и патогенез. Возбудитель лепры человека — микобактерия Гансена—Нейссера
(Mycobacteriumleprae), облигатный внутриклеточный паразит, проявляющий выраженный тропизм к коже,
перифе­рическим нервам и мышечной ткани, хотя встречается и в других орга­нах и тканях. Источником
инфекции является больной лепрой. Ос­новной путь передачи инфекции воздушно-капельный, реже через
по­врежденную кожу. Инкубационный период составляет несколько лет.

Клиническая картина

Клиническому развитию лепры предшествуют продромальные явления: головные боли, общая слабость,
недомогание, зябкость, боли в ногах, парестезии и невралгии, после которых может возник­нуть
лепроматозная, туберкулоидная или недифференцированная форма лепры. Чаще наблюдается постепенная
трансформация из ос­новного лепроматозного типа лепры в туберкулоидный или
недиф­ференцированный.

Лепроматозный тип

• Проявления на коже начинаются с развития бугорков, узлов, ин­фильтратов на различных участках кожи
    (часто на лице, ушных мочках, кистях и стопах) или эритематозных очагов, склонных к периферическому росту,
    слиянию и образованию причудливых фигур. Изолированные бугорки, узлы, инфильтраты розового, желтоватого,
    коричневатого цвета; кожа напряжена, лишена в области лепром волос, гладкая, порой маслянистая, иногда
    ше­лушащаяся. Диффузные мощные инфильтраты в надбровных ду­гах и носощечной складке резко изменяют
    облик лица (fadesleonina). Волосы на голове сохраняются, а брови и ресницы выпада­ют,
    начиная с наружных краев. Лепромы стойко сохраняются длительный срок и могут спонтанно регрессировать или
    распа­даться с образованием длительно незаживающих язв.
  • Аналогичные бугорки развиваются на слизистых оболочках полости рта, гортани.
  • Рано увеличиваются периферические лимфатические узлы, особенно бедренные и паховые, что является одним
    из важных диагностических симптомов лепры.
  • Поражение периферических нервов при лепроматозном типе лепры развивается сравнительно поздно, бывает
    двусторонним и симметричным. Вначале в зонах поражения ослабевает, а за­тем исчезает температурная
    чувствительность, за ней болевая и тактильная. При затяжном течении проказы поражаются пе­риферические
    нервные стволы, органы зрения, слуха, мочепо­ловые, а иногда и висцеральные органы.

Монотонное, прогрессирующее течение лепроматозной прока­зы может прерываться так называемой
лепрозной реакцией, которая характеризуется приступами обострения всех имею­щихся поражений на коже и
во внутренних органах, появлени­ем новых высыпаний. Наступает общая слабость, температура повышается до
38—39°С, на конечностях появляются отеки, возникают новые дермальные и гиподермальные сочные
болезненные лепромы. При обострении высыпаний на ограничен­ном участке развивается картина
псевдорожистого воспаления.

Туберкулоидный тип

• Отличается более легким течением, поражаются обычно кожа и периферические нервы. Микобактерии выявляются
    с трудом в очагах поражения, в соскобе слизистой оболочки носа чаще отсутствуют. Клинические проявления
    туберкулоидного типа характеризуются появлением на коже немногочисленных, раз­личных по форме и
    величине эритематозных пятен, а также па­пулезных элементов, являющихся основным проявлением
    бо­лезни. На разных участках тела, но преимущественно на туло­вище, возникают милиарные бугорки со
    светлой центральной частью, которые при тесном расположении образуют разнооб­разные фигуры с резко
    отграниченными валикообразными приподнятыми краями. Бляшковидные туберкулоиды являют собой определенный
    этап развития фигурного варианта, пока не наступило западение в центре и не развилась атрофия.
  • Поражения периферических нервных стволов, кожных ветвей не­рвов, вазомоторные нарушения выявляются
    очень рано (иногда до кожных проявлений). Отмечаются расстройства температурной, болевой и тактильной
    чувствительности, нередко выходящие за пределы высыпаний (за исключением тактильной чувствительно­сти).
    Наиболее часто поражаются локтевой, радиальный, малобер­цовый нервы, что проявляется в диффузном или
    четкообразном утолщении их и болезненности. Для туберкулидов характерно рас­стройство
    чувствительности, особенно выраженное в центральной части и не выходящее за пределы очагов поражения.
    Сначала ис­чезает термическая, затем болевая и тактильная чувствительность. Потоотделение
    прекращается. Наступает поражение перифериче­ских нервных стволов. Этот тип лепры относится к более
    доброка­чественному заболеванию; лепроминовая проба положительная; не представляет большой опасности
    для окружающих.

Недифференцированный тип занимает среднее положение между лепроматозной и туберкулоидной. Она
может сохранять свои харак­терные особенности до конца заболевания, но часто предшествует развитию либо
туберкулоидной, либо лепроматозной лепры. Клини­ческая картина недифференцированной лепры в основном
слагает­ся из неврологической симптоматики и в меньшей степени — кож­ных высыпаний, которые
состоят из эритематозных, гиперхромных, ахромических и гипохромических пятен с резко очерченными
края­ми разной формы и размера. Предпочтительная локализация — туло­вище, конечности, но
высыпания не развиваются на ладонях и подо­швах. После фазы гиперестезии наступает анестезия,
прекращают­ся потоотделение и салоотделение. Сначала исчезает температурная чувствительность, потом
болевая. Тактильная чувствительность в очагах поражения нарушается сравнительно мало.

Лабораторные исследования

•Бактериоскопическое исследование еоскоба со слизистой оболочки носа или скарификатов из пораженных
участков кожи, для чего скальпелем делают надрез кожи на глубину 1—2 мм,

со стенок которого берут соскоб и переносят на предметное стекло. Мазки окрашивают по методу
Циля—Нильсена.

•       Гистологическое исследование кожи из очагов поражения.

Специальные исследования

•Для дифференциальной диагностики различных типов лепры используется лепроминовая проба. У больных
лепроматозным типом эта проба отрицательная, туберкулоидным (так же, как и у здоровых лиц) - положительная, а
при диморфной или не­дифференцированной лепре может быть как положительной, так и отрицательной.

Дифференциальный диагноз проводят с сифилисом, витилиго, токсикодермией, туберкулезной
волчанкой и др.

Профилактика:

• раннее выявление, рациональное лечение больных лепрой;
  • обследование групп населения в эпидемических очагах;
  • превентивное лечение лиц, находящихся в тесном контакте с больным лепрой.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете записаться на прием к дерматологу нашего медицинского центра.