Микоз стоп — хроническое микотическое поражение кожи по­дошв, меж- и подпальцевых
складок стоп, нередко с вовлечением кистей, туловища, других отдаленных участков кожи и ногтей.

Этиология. Основные возбудители — антропофильные дерматофиты
Trichophytonmentagrophytes, Trichophytonrubrum, Epidermophytonfloccosum. К этой группе могут быть
отнесены нозологические фор­мы, вызванные другими грибами, в том числе плесневыми.

Эпидемиология. Большинство возбудителей широко распростра­нено в
природе, и возможно повсеместное инфицирование. Заболе­вания более часто регистрируют в странах с
жарким влажным клима­том. Среди возрастных групп инфицированию более подвержены ли­ца в возрасте
10—25 лет. Заболевания возникают в результате контак­та с больным. Подавляющее большинство случаев
связано с посеще­нием бань, бассейнов и ношением чужой обуви; поражения обычно наблюдают у лиц с
нарушениями иммунитета. Пожилые люди также более подвержены в связи с изменениями в периферических тканях
вследствие сосудистых заболеваний и процессов старения.

Клиническая картина

• Дисгидротжеская форма представлена везикулезными высыпа­ниями,
    сгруппированными в виде бляшек, колец, полудуг на эритематозном фоне, главным образом в области свода и
    боко­вых поверхностей стоп. Везикулы вскрываются, обнажая эро­зии, которые в дальнейшем покрываются
    экссудативно-гной-ными корками.
  • Сквамозно-гиперкератотическая форма проявляется эритематозно-сквамозными очагами
    преимущественно на подошвенно-латеральных поверхностях стопы, которые могут сливаться с образованием
    полициклических зон гиперкератоза, окру­женных розоватым венчиком.
  • Интертригинозная форма проявляется эрозиями и участками мацерированного,
    отслаивающегося эпидермиса в межпальце­вых складках пальцев стоп. Иногда в указанных местах можно
    видеть везикулы или пузыри, наполненные прозрачным экссу­датом. Наиболее часто поражается кожа 3-й и 4-й
    межпальце­вых складок. Дисгидротическая и интертригинозная формы микоза стоп обычно сопровождаются
    зудом, болезненностью при ходьбе, а в случае присоединения вторичной инфекции или экзематизации —
    нарушением трудоспособности.

Онихомикозы. Современная классификация онихомикоза основа­на на
принципах проникновения и распространения гриба-возбуди­теля в ногте и особенностях поражения ногтевой
пластинки. Различа­ют следующие клинические формы: дистальная (дистально-латеральная) подногтевая;
поверхностная (поверхностная белая); проксималь­ная подногтевая; тотальная дистрофическая. Кроме
вышеуказанной классификации в российской микологии различают три формы они­хомикоза: нормотрофическая;
гипертрофическая; онихолитическая.

Клинические проявления онихомикозов

Дистально-латеральная форма, встречаемая наиболее часто, на­чинается с
поражения краев ногтевого ложа. Вначале наблюдается онихолизис усвободного и боковых краев ногтя,
пластинка теряет прозрачность, становится белесой или желтой. Край ногтя крошится и истончается. Ноготь
выглядит утолщенным за счет подногтевого гиперкератоза. Патологический процесс может долгое время
про­текать в виде краевого поражения, иногда, прогрессируя, захваты­вать все большие части ногтя.

При поверхностной форме почти всегда поражается только дорсаль­ная
поверхность ногтевой пластинки. Процесс начинается с образова­ния небольших белых пятен и полосок на
поверхности пластинки. Постепенно пятна захватывают все большую поверхность ногтевой пластинки и изменяют
цвет с белого на желтый. Пластинка стано­вится шероховатой, рыхлой. Поверхностная форма онихомикоза, как
правило, наблюдается на ногте большого пальца ноги, реже на ногте мизинца и почти никогда — на ногтях
кистей.

Проксимальная форма онихомикоза проявляется тем, что в обла­сти полулуния ногтя
появляется белое пятно, постепенно продвига­ющееся к свободному краю. Позднее грибы достигают более
глубо­ких слоев ногтевой пластинки и ложа, «окружая» отрастающий но­готь и приводя к
разрушению ногтевой пластинки. Тотальная дист­рофическая форма чаще развивается из дистальной,
реже из прокси­мальной формы. При данной форме ногтевая пластинка утолщена, желтовато-серого цвета, с
неровной поверхностью, может частично или полностью разрушаться. В большинстве случаев наблюдается
различной степени выраженности подногтевой гиперкератоз.

При нормотрофичёской форме изменяется лишь окраска ногтей: в их латеральных отделах
появляются пятна и полосы, цвет которых варьирует от белого до охряно-желтого; постепенно весь ноготь
меня­ет окраску, сохраняя, однако, блеск и неизменную толщину. Гипертро­фическая форма
характеризуется тем, что к измененному цвету ногте­вой пластинки присоединяется нарастающий
подногтевой гиперке­ратоз. Ноготь теряет блеск, становится тусклым, утолщается и дефор­мируется
вплоть до образования онихогрифоза; частично разрушает­ся, особенно с боков; больные могут испытывать
боль при ходьбе. Для онихолитической формы характерны буровато-серая окраска ног­тя, отторжение,
атрофия ногтевой пластинки от ложа; обнаженный участок покрыт рыхлыми гиперкератотическими наслоениями;
прок­симальная часть долгое время остается без существенных изменений.

Лечение. Островоспалительные явления и экзематизацию при интертригинозном и
дисгидротическом вариантах микозов стоп уст­раняют по принципу лечения острой экземы. Основной этап
лече­ния микозов стоп — назначение антимикотических препаратов: кре­мов с тербинафином (ламизил,
фунготербин), мази с клотримазо-лом, тридерм и др.

Лечение онихомикозов

Для лечения онихомикозов применяется местная или системная терапия. Показания к местной
терапии: дистально-латеральная фор­ма ОМ, поверхностно-белая (начальные стадии); поражение менее
половины ногтя; умеренный подногтевой гиперкератоз; поражение 1 или 2 ногтей. Используются приборы для
аппаратного удаления ногтей с фрезами различной дисперсности. Крем «Микоспор» пред­назначен
для одновременного удаления пораженного ногтя и унич­тожения патогенных грибков. Активную субстанцию в
нем представ­ляет бифоназол, производное имидазола, имеющее широкий спектр действия на дерматофиты,
плесени, дрожжевые грибки, а также питироспорумы. После удаления пораженного ногтя противогрибковое
лечение может быть продолжено кремом «Микоспор» в течение по­следующих 4—6 недель.
Эффективными средствами местной терапии грибковых поражений ногтей являются препараты «Лоцерил»
и «Ба-трафен», которые выпускаются в виде лаков для ногтей.

Показания к системной терапии: дистально-латеральная форма онихомикоза (поздние стадии);
проксимальная; тотальная; пораже­ние более половины ногтя; вовлечение в процесс матрикса;
выражен­ные.изменения ногтя (гиперкератоз, онихолизис); поражение более 2—3 ногтей; неэффективность
местной терапии; сочетание ОМ с рас­пространенным поражением кожи или волос.

Профилактика. В качестве профилактических мероприятий не­обходимо обращать
внимание пациентов на обязательную много­кратную обработку обуви порошком-пудрой «Борозин», 10%
раство­ром формалина, 0,5% раствором хлоргексидина биглюконата, спрей-пудрой «Дактарин» и др.

Дифференциальный диагноз

• Межпальцевой псориаз.
  • Кандидозное интертриго.
  • Гиперкератоз.
  • Контактный дерматит.
  • Экзема.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете записаться на прием к дерматологу нашего медицинского центра.