ЛИШАЙ ОПОЯСЫВАЮЩИЙ

Опоясывающий лишай — спорадическое заболевание, представ­ляющее собой реактивацию латентной
вирусной инфекции. Возбу­дитель — вирус varicellazoster подсемейства Alphaherpesviruses
семей­ства Herpetoviridae (вирус герпеса 3-го типа). Вне обострения локали­зация вируса — корешки
спинномозговых ганглиев. Протекает с по­ражением задних корешков спинного мозга и межпозвонковых
ган­глиев, лихорадкой, интоксикацией и везикулезнои сыпью по ходу чувствительных нервов.

Возраст. Две трети больных старше 50 лет, 5% младше 15 лет.

Эпидемиология

• Основные пути передачи вируса аналогичны таковым при вет­ряной оспе — воздушно-капельный и
    контактный (через отде­ляемое везикул).
  • Заболеванию присуща сезонность (рост заболеваемости в хо­лодные месяцы). При контакте с больным
    опоясывающим ли­шаем может происходить заражение детей ветряной орпой.

Патогенез

•Развитие заболевания рассматривают как результат реактива­ции вируса,
циркулирующего в чувствительных ганглиях лиц, переболевших ветряной оспой.

Факторы риска. Пожилой возраст (большинство больных старше 55 лет). Злокачественные
новообразования. Иммуносупрессивная терапия. ВИЧ-инфекция.

Клиническая картина

Анамнез. В типичных случаях заболевание начинается с боли в мес­те будущих высыпаний. Боль
может возникать за несколько дней до по­явления сыпи, одновременно или появляется позже, чем высьшания
на коже. Интенсивность болевых ощущений колеблется в широких преде­лах: от едва ощутимых парестезии до
изнуряющих, мучительных болей.

Элементы сыпи. Высыпания на коже появляются по ходу отдель­ных чувствительных нервов в виде
нечетких розоватых пятен (3—5 см), на фоне которых через 18—24 ч образуются группы болезненных
вези­кул (в отличие от прочих герпетических кожных поражений, ограниче­ны четкой демаркационной
зоной). Большинство пузырьков в даль­нейшем ссыхаются в корочки, а некоторые вскрываются с
образовани­ем эрозий. После отпадения корочек и эпителизации эрозий процесс завершается, оставляя после
себя временное покраснение. Практичес­ки у всех больных возникает регионарная лимфаденопатия.

Наиболее часто поражения локализуются на грудной клетке, но также могут располагаться по ходу любого
чувствительного нерва и, как правило, с одной стороны. Поражения исчезают в течение 2—4 нед., боль может
сохраняться в течение недель и месяцев.

Атипичные формы

Буллезная форма — при этом пузыри могут быть крупными, дости­гая размеров сливы. При
геморрагической форме содержимое пузырь­ков и пузырей становится кровянистым, при их ссыхании
образуются кровянистые корки. Наиболее тяжелым течением и стойкими изме­нениями кожи в виде рубцов
характеризуется гангренозная форма, при которой развиваются некротические изменения в основании
пу­зырьков с вовлечением в процесс глубоких слоев кожи. При абортивной форме пузырьки не
образуются, лишь отмечаются гиперемия и отечность, которые довольно быстро исчезают. Генерализованная
фор­ма опоясывающего герпеса встречается обычно или у пожилых боль­ных, или у лиц на фоне тяжелых
общих заболеваний, или получающих иммуносупрессивную терапию. Процесс характеризуется лихорадкой,
нарушением общего состояния и появлением помимо основного оча­га распространенных пузырьковых
высыпаний, иногда сходных с сы­пью при ветряной оспе. В процесс могут вовлекаться мозговые обо­лочки
и легкие, что нередко приводит к летальному исходу.

• Поражение ЦНС в виде энцефалита, менингита и энцефаломие­лита и других проявлений может отмечаться и
    при обычной форме опоясывающего герпеса, особенно при локализации процесса на голове. Парезы, параличи,
    двигательные расстрой­ства при опоясывающем лишае наблюдаются редко. Как прави­ло, параличи
    лицевого нерва встречаются при синдроме Ханта, для которого, помимо этого симптома, характерны боль в ухе и
    высыпания опоясывающего лишая в аурикулярной области.
  • Глазная форма. Характерно особо тяжелое течение, сопровож­дается поражением тройничного (гассерова)
    узла. Высыпания локализуются по ходу ветвей тройничного нерва — на слизис­тых оболочках глаза, носа,
    на коже лица; часто в процесс во­влечено глазное яблоко.
  • Слизистые оболочки вовлекаются в процесс редко, однако при поражении второй и третьей ветви тройничного
    нерва сыпь в виде быстро вскрывающихся пузырьков на фоне резкой отеч­ности располагается на слизистой
    оболочке рта.
  • Любая из форм может сопровождаться поражением вегетатив­ных ганглиев с развитием необычных для
    опоясывающего ли­шая симптомов (вазомоторные расстройства, задержка моче­испускания, запоры или
    диарея).

Методы исследования (редко бывают необходимы)

• Микроскопия отделяемого (включая бронхоальвеолярную жид­кость у больных пневмонией) для выявления
    клеток Тцанка.
  • Выделение возбудителя проводят на культурах клеток в случа­ях, затруднительных для диагностики, или
    при генерализован­ных поражениях.
  • Возможна постановка ИФА с биопсийным материалом (в ред­ких случаях) либо выявление нарастающих титров
    AT(в пар­ных сыворотках) в РПГА или РН.

Дифференциальный диагноз

• Контактный дерматит.
  • Поверхностная пиодермия.
  • Рожа.
  • Экзема.
    • При болях (особенно в межреберных промежутках) — холецис­тит, плеврит, инфаркт миокарда.
  • Течение и прогноз
  • Разрешение сыпи в течение 14—21 дня.

•Постгерпетическая невралгия — определяют как боль, сущест­вующую по меньшей
мере месяц после исчезновения сыпи. За­болеваемость постгерпетической невралгией резко возрастает с
возрастом (4% в возрасте 30—50 лет и 50% в возрасте старше

80 лет).

<< Лепра   |   Меланома >>

Если у Вас остались вопросы, Вы можете записаться на прием к дерматологу нашего медицинского центра.