ПЕДИКУЛЕЗ

Педикулез — паразитирование на человеке вшей, сопровождаю­щееся изменениями кожи в результате
укусов.

Этиология. Возбудитель — вши. Вши питаются исключительно че­ловеческой кровью,
прокалывая кожу, впрыскивая слюну и затем вы­сасывая кровь. Зрелая взрослая женская особь откладывает
3—6 яиц (гнид) в день. Гниды имеют длину 0,8 мм, белую окраску и кажутся присоединенными к основанию волос.
Они выводятся через 8— 10 дней и достигают зрелости через 8—18 дней. Взрослая вошь живет 9—10 дней.
Гниды могут 3 нед. жить вне организма хозяина. Широко­му распространению инвазии способствуют
скученность и отсутствие условий для соблюдения личной гигиены. Разновидности вшей:

• Головная вошь (Pediculushumanuscapitis) вызывает педикулез волосистой части головы.
  • Платяная вошь (Pediculushumanuscorporis) — педикулез тела; переносчик сыпного и
    возвратного тифов, окопной лихорадки.

•Лобковая вошь (Phthiruspubis, площица) — лобковый педикулез.

Клиническая картина

•   Педикулез волосистой части головы передается при непосред­
ственном контакте с больным и через предметы (расчески, го­ловные уборы и др.). Паразитов наиболее часто
обнаруживают на волосистой части головы, бровях, ресницах, бороде. Гниды выглядят как шарики белого цвета у
основания волос; их не удается снять в отличие от волосяных слепков или перхоти. Гнид обнаруживают чаще, чем
взрослых вшей. Основной симптом — сильный зуд. Расчесывание волосистой части голо­вы может вызвать
воспаление и вторичную бактериальную инфекцию с пиодермией и заднешейной лимфаденопатией. У детей при
поражении только волосистой части головы ино­гда отмечают неспецифический генерализованный
дерматит.

• Педикулез тела. Взрослые вши живут и откладывают яйца в швах одежды (чаще в складках нижнего белья).
    Поражения чаще всего заметны на плечах, ягодицах и животе. Наиболее частый при­знак — зуд, ведущий к
    расчесыванию и, на более поздних стадиях, ко вторичной инфекции. Неинфицированные укусы выглядят как
    красные папулы 2—4 мм в диаметре на эритематозном осно­вании. Иногда педикулез осложняется
    фурункулезом. В хрониче­ских случаях на коже подмышек, паховой области и туловища можно выявить
    диффузную пигментацию с утолщением кожи.
  • Лобковый педикулез (фтириаз). Передается обычно половым путем. Лобковой вошью поражаются волосистые
    участки в об­ласти половых органов и заднего прохода (при выраженном оволосении тела паразитов
    обнаруживают и в других местах), где отмечают сильный зуд. Маленькие коричневые взрослые особи могут быть
    найдены у основания волос, гниды — в усть­ях волосяных фолликулов. Задержка начала лечения может
    привести к развитию распространенного воспаления в паху, вторичной инфекции и регионарной лимфаденопатии.
    Один из признаков зараженности вшами — мелкие темно-коричне­вые пятна (экскременты вшей) на белье в
    тех местах, где оно соприкасается с аногенитальной областью.

Течение и прогноз. При адекватном лечении свыше 90% больных вылечиваются. Рецидивы
часто отмечают при повторном инфици­ровании и неполном курсе лечения.

Профилактика — соблюдение правил личной гигиены. Дезинсек­ция нательного
и постельного белья кипячением с последующим проглаживанием горячим утюгом. Верхнюю одежду обрабатывают в
дезинсекционных камерах. При выявлении педикулеза в школах и детских дошкольных учреждениях необходимы
бдительность и со­вместные действия всего коллектива.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете записаться на прием к дерматологу нашего медицинского центра.