ПОЧЕСУХА

Почесуха (син.: пруриго) - заболевание из группы нейроаллерго-дерматозов, характеризующееся высыпаниями
типа папуловезикул.

Различают почесуху детскую, почесуху взрослых и почесуху узловатую.

Почесуха детская наблюдается у детей в возрасте от 5 мес. до 3 лет (иногда до 5 лет) и является
одним из проявлений аллергического диатеза, чаще всего в период перевода ребенка на прикорм.

Этиология и патогенез

Отмечается сенсибилизация к пищевым продуктам: у детей груд­ного возраста — к белку
коровьего молока, у детей более старшего возраста заболевание связывают с употреблением шоколада, меда, яиц,
цитрусовых, клубники, земляники, пряностей, копченостей и других продуктов. Реже болезнь вызывается
глистной инвазией.

Клиническая картина. На туловище, разгибательных поверхнос­тях конечностей, ягодицах, лице
появляются рассеянные ярко-ро­зовые отечные узелки размером с булавочную головку, в центре ко­торых
формируется маленький пузырек, в основании которого не­редко обнаруживается волдырь. Пузырек в
результате расчесов срывается — образуется узелок, покрытый в центре кровянистой корочкой. Расчесы
кожи могут привести к осложнению пиогенной инфекцией, чаще всего в форме вульгарного импетиго. Могут
на­блюдаться невротические расстройства: плохой сон, раздражитель­ность, плаксивость.

Течение. Заболевание протекает хронически, с небольшими ре­миссиями и обычно по достижении
3—5-летнего возраста самостоя­тельно проходит.

Дифференциальный диагноз проводят с чесоткой, обычной кра­пивницей, токсикодермией. Если на
ладонях, подошвах, голенях, ягодицах образуются более или менее крупные пузыри (буллезный строфулюс),
дифференцируют от эпидемической пузырчатки ново­рожденных и сифилитической пузырчатки.

Лечение: строгая диета, устранение сенсибилизирующих факто­ров, антигистаминные препараты,
препараты кальция, аскорутин, местно — водная паста, противозудные мази, на ограниченные
импетигинизации показаны смазывания анилиновыми красителями.

Прогноз благоприятный, заболевание редко переходит в хроничес­кую почесуху взрослых,
пруригинозную экзему, атопический дерматит.

Синонимы

• Строфулюс.
  • Крапивница детская.

Почесуха взрослых чаще встречается у женщин среднего и пожи­лого возраста.

Этиология и патогенез. Заболевание обычно связано с нарушением функции пищеварительного тракта,
эндокринными расстройствами (сахарный диабет, тиреотоксикоз), нервно-психическими состояниями,
онкологическими заболеваниями. Развитию заболевания может спо­собствовать алиментарный фактор
(чрезмерное употребление меда, шо­колада, кофе, алкоголя, копченостей и других аллергенных продуктов).

Клиническая картина. На коже разгибательных поверхностей ко­нечностей, а затем на туловище
появляются папулезные высыпания, сопровождающиеся сильным зудом. Узелки располагаются рассеян­но, не
склонны к слиянию, плотной консистенции, чаще полушаро­видные, величиной с чечевицу,
красновато-буроватого цвета, по­крыты геморрагической корочкой. Вследствие интенсивного зуда при
расчесывании может присоединиться вторичная инфекция.

Течение хроническое, рецидивирующее, от нескольких недель до нескольких месяцев и даже лет.

Дифференциальный диагноз проводят с герпетиформным дерма­титом Дюринга, чесоткой.

Лечение: установление и устранение причинных факторов; гипоаллергенная диета, чередование
антигистаминных средств (задитен, кларитин, астафен), седативные, десенсибилизирующие пре­параты,
инфузионная терапия (гемодез), гемосорбция, плазмаферез; местно — кремы с ментолом и анестезином,
кортикостероид­ные мази (элоком, лоринден С и др.).

Почесуха узловатая — относительно редкое заболевание, встреча­ющееся преимущественно у
женщин старше 40 лет.

Этиология и патогенез. Предполагают связь заболевания с нару­шениями эндокринной системы,
наличием гепатита, холецистита, иногда цирроза печени. Среди причинных факторов отмечают роль нервных
стрессов и укусов насекомых.

Клиническая картина. Характеризуется образованием преимущест­венно на разгибательной
поверхности верхних и нижних конечнос­тей твердых полушаровидных папул буровато-красного цвета,
высту­пающих над кожей, величиной от горошины до лесного ореха. В ре­зультате мучительного
приступообразного зуда и расчесов папулы покрываются кровянистыми корками. Каждая папула может
сущест­вовать годами, некоторые из них со временем приобретают бородав­чатый вид. Лишь очень редко
отдельные папулы разрешаются, чему предшествует исчезновение зуда на этом участке. Стойкость элемен­тов
сыпи связана с выраженной гиперплазией нервных окончаний. Дифференциальный диагноз

• Веррукозная форма красного плоского лишая.
  • Почесуха взрослых.

Лечение: патогенетические средства, нормализующие функцио­нальную активность печени и
эндокринные расстройства, седативные и антигистаминные препараты, транквилизаторы; местно —
об­калывание элементов сыпи дексаметазоном, гидрокортизоном, це-лестоном, раствором метиленового
синего в новокаине, орошение хлорэтилом, жидким азотом; кортикостероидные мази под окклюзионную повязку,
криодеструкция, диатермокоагуляция.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете записаться на прием к дерматологу нашего медицинского центра.