САРКОМА КАПОШИ

Саркома множественная идиопатическая геморрагическая Ка­лоши — мультицентричный
злокачественный опухолевый процесс, развивающийся из эндотелия кровеносных сосудов.

Этиологая неизвестна. Предполагается вирусная природа забо­левания.

•   классическая;

•   эндемическая (часто встречается в Центральной Африке);

•   эпидемическая (ВИЧ-ассоциированная);

•   иммуносупрессивная.

Факторы риска

•   ВИЧ-инфекция.

•   Проживание на эндемичных территориях.

•   Иммуносупрессивная терапия.

•   Трасплантация органов, с последующей химиотерапией.

Клиническая картина

Классическая — обычно развивается на 6—7-м десятилетии жизни.

Мужчины болеют в 9—15 раз чаще, чем женщины. В начале забо­левания процесс локализуется в области стоп
и голеней (95% слу­чаев) и проявляется пятнами неправильной формы красно-фио­летового или
красно-коричневого цвета с четкими краями, которые превращаются в папулы, массивные бляшки или узлы.
Иног­да на этом фоне появляются крупные пузыри, очаги гиперкерато­за, веррукозные разрастания,
геморрагии, телеангиэктазии, а на месте регрессировавших элементов — участки пигментации или рубцовой
атрофии. Очаги поражения обычно симметричные, кожа в области очагов поражения уплотнена, отечна,
синюшного

цвета, что иногда является первым проявлением болезни. Субъек­тивные ощущения обычно отсутствуют,
иногда отмечается зуд или жжение. Лишь при изъязвлении опухолевых элементов появляет­ся боль. Часто в
процесс вовлекаются лимфатические узлы (их поражение обычно носит реактивный, а не неопластический
харак­тер) и слизистые оболочки рта, половых органов, глаз. В терми­нальной стадии поражаются
внутренние органы. Заболевание мо­жет протекать остро, подостро и хронически. Острая форма
прояв­ляется прогрессирующим течением, генерализацией кожных по­ражений с наличием опухолевых
элементов, поражением лимфа­тических узлов и внутренних органов; срок жизни больных состав­ляет от 2
мес. до 2 лет. При подострой форме течение процесса ме­нее быстрое и не такое злокачественное. Наиболее
частая хрони­ческая форма характеризуется относительно доброкачественным течением и длительностью
заболевания до 8—10 лет и более.

ВИЧ-ассоциированная саркома Капоши:

•   При висцеральном типе заболевания первоначально и
преимуще­ственно поражаются внутренние органы, особенно пищеварительный тракт. Наружные проявления
вначале немногочисленны и отмечаются главным образом в полости рта, особенно на твер­дом небе, и в
области половых органов. Представлены они сочны­ми, вишневой окраски папулами, поверхность которых
покрыта четко контурируемыми петехиями и телеангиэктазиями.

•При дермальном типе первично поражаются кожные покровы и слизистые оболочки.
Первичные проявления в отличие от классической саркомы Капоши нередко возникают на верхней части туловища,
голове, шее и других участках кожи, а также на види­мых слизистых оболочках, хотя преимущественной
первоначаль­ной локализацией остаются по-прежнему стопы и голени. В даль­нейшем процесс приобретает
агрессивное течение, распростра­няется по кожному покрову с образованием массивных конгло­мератов и
вовлечением внутренних органов. Поражение лимфа­тических узлов, как правило, наблюдается при обоих
типах.

Эндемическая саркома Капоши встречается у жителей Центральной Африки. Пик заболеваемости приходится
на 1-й год жизни. У детей при минимальных кожных проявлениях отмечается высокая частота поражений внутренних
органов и глубоких лимфатических узлов.

Иммуносупрессивная саркома Капоши, ассоциированная с лимфопролиферативными заболеваниями или с
трансплантацией внут­ренних, органов. У больных саркомой Капоши, получавших ранее иммуносупрессивную
терапию, повышена частота и других злока­чественных новообразований, а также аутоиммунных
заболеваний.

Дифференциальный диагноз проводят с гемангиомой, меланомой, лимфомой кожи, болезнью Шамберга,
красным плоским лишаем.

Методы исследования

•Биопсия кожи или лимфатических узлов.

■ Обследование на ВИЧ-инфекцию.

Тактика ведения

•При возникновении саркомы Капоши на фоне лечения иммуноде-прессантами необходимо
отменить препарат или уменьшить дозу.

•Выбор метода лечения при ВИЧ-инфекции зависит от состоя­ния иммунной системы.

Медикаментозная терапия: химиотерапевтические препараты циклофосфан, винкристин, винбластин и
др. Наиболее выраженный эффект получен от применения проспидина, который вводят внутримышечно или
внутривенно по 0,1—0,2 г ежедневно; на курс 3—4 г (всего 2—4 кур­са). При отсутствии эффекта, а
также при наличии распространенных узловатых или опухолевых образований проводятся курсы
полихимио­терапии. Рентгенотерапия показана лишь при опухолевых поражениях в сочетании с химиотерапией
или хирургическим удалением элементов.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете записаться на прием к дерматологу нашего медицинского центра.