ТУБЕРКУЛЕЗ КОЖИ

Туберкулез кожи — группа заболеваний, обусловленных внедре­нием в кожу микобактерии туберкулеза и
характеризующихся разви­тием клеточной аллергии, специфических гранулем и полиморфной клинической
картиной.

Этиология и патогенез. Различают 4 типа микобактерии: челове­ческий, бычий,
птичий и холоднокровных. Для человека патогенны два первых типа, однако у больных туберкулезом кожи чаще
обнару­живают микобактерии человеческого типа. Здоровая кожа является неблагоприятной средой для
жизнедеятельности микобактерии, и только определенные условия могут способствовать развитию
за­болевания. К ним относят гормональную дисфункцию, патологию нервной системы, витаминный дисбаланс,
расстройства водного и минерального обмена, сосудистые нарушения, неудовлетвори­тельные
социально-бытовые и климатические условия, инфекционные заболевания. Возможен экзогенный путь через
поврежденный эпидермис непосредственно от больного или через какие-либо пред­меты. Однако эндогенный
путь распространения встречается значи­тельно чаще первого. В этом случае возбудитель заносится в кожу
гематогенно или лимфогенно из туберкулезного очага в другом органе. Возможно также распространение
возбудителя на протяжении (percontinuitatum) с соседних пораженных туберкулезным процессом
ор­ганов или путем аутоинокуляции с мочой, калом, мокротой.

Волчанка туберкулезная (lupusvulgaris) — самая распространенная
форма туберкулеза кожи. Основной морфологический элемент — буго­рок (люпома), представляющий собой
инфекционную гранулему. Бу­горки склонны к периферическому росту и слиянию с образованием сплошных
очагов. Бугорки изъязвляются. После рассасывания ин­фильтрата остается рубец или рубцовая атрофия кожи.
При витропрессии бугорка выявляются феномен «яблочного желе» и западение бу­горка при
надавливании на него пуговчатымзондом. В зависимости от внешнего вида высыпаний выделяют плоскую, язвенную,
туберозную, опухолевидную, веррукозную, папилломатозную, псориазиформную, мугилирующую, диссеминированную
формы туберкулезной волчан­ки. Высыпания локализуются обычно на лице, но могут быть также на туловище и
конечностях. Нередко поражается слизистая оболочка по­лости носа, твердого и мягкого неба, губ, десен.
Вульгарная волчанка характеризуется вялым, длительным и доброкачественным течением.

Туберкулез кожи колликвативный (скрофулодерма) — вторая по частоте форма туберкулеза кожи.
Высыпания представлены вначале плотными безболезненными узелками, которые, быстро увеличива­ясь в
объеме, превращаются в узел синюшно-красного цвета, плот­но спаянный с подлежащими тканями. В дальнейшем
узел размягча­ется и вскрывается с выделением гнойного содержимого с включе­ниями
некротизированной ткани. На месте узла образуется язва с мягкими краями, желтоватым налетом и вялыми
грануляциями на дне. После ее заживления остаются весьма характерные «рваные» рубцы неправильной
формы, покрытые сосочковидными выроста­ми кожи, перемычками. Скрофулодерма возникает
преимуществен­но в результате занесения микобактерий в кожу из пораженных лим­фатических узлов и по
лимфатическим сосудам из других очагов ту­беркулеза, имеющихся у больного. Чаще поражаются области шеи,
реже конечности, известны случаи расположения высыпаний вдоль позвоночника, в перинеальной и
перигенитальной областях. Тубер­кулиновые реакции дают, как правило, положительный результат.

Туберкулез кожи папулонекротический характеризуется полушаро­видными
папулами размером с конопляное зерно, красноватого цвета с синюшным оттенком, плотной консистенции, в
централь­ной части которых возникает некроз. Некротические массы ссыха­ются в плотно сидящую
корочку, после удаления которой образуется округлая язвочка с крутыми краями. После ее заживления остается
располагаются рассеянно на голенях, бедрах, ягодицах, разгибательных поверхностях верхних конечностей,
преимущественно в облас­ти суставов. Реакция Манту у большинства больных положительная.

Эритема индуративная Базена по клинической картине напоминает узловатый васкулит.
Основным элементом при индуративной эритеме является плотный, спаянный с кожей малоболезненный узел. Кожа
над ним вначале не изменена, позднее она может стать красноватого цвета с синюшным оттенком. Узел
подвергается регрессу, оставляя после себя участок рубцовой атрофии различной степени выраженно­сти.
Иногда узел размягчается и изъязвляется. Язвы неглубокие, дно их покрыто желто-зеленым налетом. Узлы
локализуются на голенях, бед­рах, верхних конечностях, животе; чаще болеют женщины.

Туберкулез кожи бородавчатый характеризуется безболезненными узелками
красноватого цвета с синюшным оттенком, которые увеличи­ваются за счет периферического роста. На
поверхности в центре сфор­мировавшегося таким образом инфильтрата появляются бородавчатые
разрастания, покрытые роговыми массами. Периферическая часть ин­фильтрата остается обычно свободной от
разрастаний и имеет вид крас­новатого ободка. Высыпания располагаются чаще на пальцах рук, тыль­ных и
ладонных поверхностях кистей, подошвах. В определенной степе­ни бородавчатый туберкулез можно отнести к
профессиональным забо­леваниям, так как он встречается у рабочих на бойнях, ветеринаров.

Туберкулез кожи лица люпозный милиарный диссеминированный. Характеризуется
появлением на лице отдельных мелких розова­то-бурых мягких узелков, которые могут изъязвляться и
заживать с формированием рубчика или рассасываться без изъязвления.

Туберкулез кожи милиарный острый — проявление общего милиарного туберкулеза.
Характерно появление на лице, туловище, ко­нечностях мелких остроконечных папул, несколько напоминающих
папулы при папулонекротическом туберкулезе, но с более выражен­ным геморрагическим характером
процесса. Цвет папул синюшный, в них часто обнаруживают микобактерии.

Туберкулез лихеноидный (lichenscrophulosorum, лишай золотуш­ных)
представлен милиарными папулами желтовато-коричневого цвета или цвета нормальной кожи. Узелки мягковатой
консистен­ции, нередко с маленькой чешуйкой в центре; могут наблюдаться плоские папулы с блестящей
поверхностью, напоминающие тако­вые при красном плоском лишае. Заболевание поражает чаще кожу туловища,
реже — конечностей и лица, высыпания склонны к груп­пировке. Туберкулиновые реакции положительные;
обычно сопро­вождает туберкулез других органов.

Туберкулез милиарно-язвенный возникает вторично как результат аутоинокуляции у больных с
активным туберкулезом других органов при отсутствии иммунитета. Обычная локализация — слизистые
обо­лочки естественных отверстий, окружающая их кожа. Высыпания

представлены узелками размером с булавочную головку, которые пре­вращаются в гнойнички,
а затем в язвы с неровным и бугристым дном. Бугристость обусловлена желтоватыми узелками, представляющими
собой абсцессы «зерна Треля». Все описанные формы являются прояв­лением вторичного
туберкулеза, поскольку все они развиваются, как правило, на фоне уже имеющихся в организме очагов
туберкулезной инфекции или у людей, ранее переболевших туберкулезом, чаще ле­гочной локализации, о чем
свидетельствуют определяемые при рентге­нологическом исследовании очаги Гона, уплотнения легочной
ткани, очаговые тени на фоне фиброзно-измененного легочного рисунка.

Туберкулез кожи первичный встречается очень редко, главным об­разом у детей грудного
возраста. Представлен первичным туберку­лезным аффектом или первичным туберкулезным шанкром. Это
до­статочно глубоко залегающий инфильтрат, превращающийся в язву. Язвы бывают шанкроподобные
(напоминают твердый шанкр, но ме­нее плотной консистенции) и эпителиомоподобные. Через 2—3 нед.
развиваются лимфангиит и регионарный лимфаденит, представляю­щие собой первичный туберкулезный
комплекс.

Дифференциальный диагноз проводят с бугорковым сифилидом, раком кожи, лейшманиозом,
глубокими микозами, васкулитом.

Лабораторные исследования

•  Общий анализ крови — умеренная анемия, повышение СОЭ, лимфопения.

•  Реакция Манту.

•  Флюорография.

•  Биопсия кожи.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете записаться на прием к дерматологу нашего медицинского центра.