Витилиго (vitiligo) — идиопатическая дисхромия кожи, харак­теризующаяся появлением
депигментированных, часто симмет­рично расположенных пятен различных размеров и очертаний
молочно-белого цвета с окружающей их зоной умеренной гипер­пигментации; пятна обнаруживают тенденцию к
периферическо­му росту.

Частота. 1—2:100 населения. Мужчины и женщины болеют оди­наково часто.

По распространенности процесса:

• Генерализованная форма (тип А) — 75% случаев; выделяют акроцефальную, вульгарную и универсальную
    формы.
  • Локализованная форма (тип В) — остальные 25% случаев; раз­личают очаговую и сегментарную формы.
  • Витилиго точечное (vitiligopunctata) — мелкие пятна и выра­женная гиперпигментация
    окружающей кожи.
  • Невус Сеттона - пигментный невус, окруженный участком депигментированной кожи.

Генетические аспекты. Витилиго — заболевание с наследственной предрасположенностью. Более
чем у 30% больных отягощен семей­ный анамнез.

Факторы риска

• Заболевания внутренних органов и желез внутренней секреции (например, заболевания щитовидной железы
    наблюдают у 30% больных с витилиго).
  • Аутоиммунные расстройства.
  • Дисфункции нервной системы и эмоциональный стресс.
  • Хронические воспалительные заболевания.
  • Интоксикации.
  • Солнечные ожоги.

Клиническая картина

• На коже появляются множественные или единичные депигментированные (цвета слоновой кости) пятнистые
    высыпа­ния, склонные к периферическому росту. По периферии отме­чают сгущение пигмента', что
    способствует более резкому кон­трасту депигментированных высыпаний и здоровой кожи. По­степенно
    высыпания распространяются, и у некоторых боль­ных большие участки кожи становятся белоснежными.
  • Витилиго может располагаться на любых участках кожного покрова (кроме кожи ладоней и подошв) и слизистых
    обо­лочках.
  • Волосы на витилигинозных пятнах также обесцвечиваются; у 35% пациентов возникает преждевременная
    седина.
  • Субъективные ощущения, как правило, отсутствуют, однако 10% больных отмечают зуд.

Возрастные особенности

• В 50% случаев заболевание начинается в возрасте 10—30 лет,
  • У детей обычно развиваются локализованные формы витили­го, часто на фоне аутоиммунных и эндокринных
    заболеваний; плохо поддается лечению.
  • У пожилых людей заболевание, как правило, не развивается.
  • Методы исследования
  • Биопсия.
  • Полное отсутствие меланоцитов в биоптатах кожи из депигментированной зоны, в дерме отмечают набухание и
    гомогени­зацию отдельных коллагеновых волокон.
  • По краям депигментированной зоны на ранней стадии — вос­палительная реакция, в более поздние
    сроки — небольшое ко­личество лимфоцитов и увеличение числа меланоцитов боль­шого размера с
    аномальными меланосомами.
  • Осмотр в лучах лампы Вуда позволяет рассмотреть более детально депигментированные участки, особенно у
    лиц с бледной кожей.
  • Для исключения трихофитии проводят микроскопические ис­следования соскоба кожи.

Дифференциальный диагноз

• Атопический дерматит.
  • Альбинизм.
  • Лепра.
  • Нейрофиброматоз.
  • Трихофития.
  • Гипертиреоидизм.
  • Лейкодерма при сифилисе.
  • Опухолевая регрессия злокачественной меланомы.

Тактика ведения

• Лекарственная терапия; витамины в сочетании с микроэле­ментами (медь, цинк).
  • PUVA-терапия (облучение длинноволновыми УФ-лучами), ла­зеротерапия.
  • PUVA-терапию проводят периодически в течение 1—2 лет.
  • Общий анализ крови, функциональные пробы печени, опреде­ление титра антинуклеарных ATраз в полгода.
  • При симптоматическом витилиго — лечение основного забо­левания.
  • С косметическими целями возможно депигментирование нор­мальной кожи мазью с гидрохиноном
    («Беноквин»).
  • Исключение прямого солнечного облучения, использование солнцезащитных кремов.
  • Диета, богатая витаминами и микроэлементами.

Лекарственная терапия

Локализованная форма (тип В):

• Кортикостероидные мази умеренной активности — смазыва­ние пораженных участков кожи ежедневно в
    течение 3—4 мес.
  • При отсутствии эффекта:
  • кортикостероидные мази высокой активности ежедневно в тече­ние 2 мес. (например, мазь с клобетазола
    пропионатом); курс можно повторить через 1—4 мес, или фотосенсибилизирующие препараты, содержащие
    псорален (фурокумарины) местно, в ви­де 1% раствора с последующим (через 90 мин) облучением очагов поражения
    длинноволновыми УФ-лучами (PUVA-терапия).

Генерализованная форма (тип А):

• Глюкокортикоиды внутрь (например, бетаметазон по 5 мг/сут. в течение 2 дней, затем перерыв до конца недели).
    Этот режим приема препарата в течение 2—4 мес. обеспечивает высокую эффективность и практически полное
    отсутствие побочных
  • эффектов.
  • Триметилпсорален или 8-метоксипсорален внутрь перед облу­чением длинноволновыми УФ-лучами.

Противопоказания

• Псоралены: абсолютные противопоказания: индивидуальная непереносимость, некоторые заболевания
    (например, СКВ, альбинизм, порфирия, плоскоклеточная карцинома, мелано-ма); относительные противопоказания:
    заболевания сердца, нарушение функции печени, беременность.
  • PUVA-терапия противопоказана детям до 12 лет из-за незрело­сти хрусталика.

Осложнения

• Солнечные ожоги и фототоксические реакции различной тя­жести при лечении псораленами и проведении
    PUVA-терапии.
  • При применении глюкокортикоидов местно (особенно на ко­жу лица) возможны атрофия кожи и
    телеангиэктазии.
  • Псоралены при местном применении могут вызвать сильные ожоги. Опасность частично снижает
    предварительное разведе­ние в соотношении 1:10 или 1:50.
  • При применении депигментирующих и косметических средств может развиться контактный дерматит.

Течение и прогноз. У 20% больных лечение совершенно неэффек­тивно, особенно при большой
продолжительности заболевания. Спонтанная репигментация наступает в 5% случаев.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете записаться на прием к дерматологу нашего медицинского центра.