ЗУД кожный

Зуд кожный — ощущение, вызывающее потребность расчесывать кожу. Предполагают, что это видоизмененное
болевое ощущение, обусловленное слабым раздражением нервных окончаний в коже, воспринимающих боль.

Этиология и патогенез. Различают физиологический зуд, возни­кающий при укусах и ползании
насекомых, и патологический — при функциональных и органических поражениях нервной системы,
пи­щеварительного тракта, эндокринных (сахарный диабет), обменных (атеросклероз) нарушениях,
злокачественных заболеваниях внут­ренних органов, крови (лейкозы, лимфогранулематоз), токсикозе
беременных, глистных инвазиях и др. Нередко зуд является симпто­мом ряда кожных заболеваний (экзема,
атопический дерматит, крас­ный плоский лишай, чесотка и др.). Патогенез зуда не изучен окон­чательно. В
его формировании участвуют нервные, гуморальные, со­судистые механизмы. В ряде случаев зуд носит
хронический харак­тер, являясь единственным симптомом болезни кожи.

Классификация. Различают генерализованный и локализован­ный (органический) зуд.

Клиническая картина.

Зуд генерализованный обычно носит присту­пообразный характер, нередко усиливается в вечернее и
ночное вре­мя. Приступы зуда могут иметь характер пароксизмов, становясь не­стерпимыми. Больной
расчесывает кожу не только ногтями, но и раз­личными предметами, срывая эпидермис (биопсирующий зуд). В
других случаях зуд почти постоянен и напоминает жжение, полза­ние насекомых. К разновидностям
генерализованного зуда относят старческий, высотный, солнечный зуд кожи. Старческий зуд кожи наблюдается у
лиц старше 60 лет в результате инволюционных про­цессов в организме, в частности в коже. Высотный зуд
возникает у людей при подъеме на высоту свыше 7000 м над уровнем моря и обусловлен раздражением
барорецепторов. Солнечный (световой) зуд наблюдается при фотосенсибилизации. Объективными симпто­мами
зуда являются расчесы точечного или линейного характера, а также симптом «полированных ногтей»,
обусловленный постоян­ным трением ногтевых пластин, приводящим к их повышенному блеску.

Зуд локализованный чаще возникает в области заднего прохода (анальный зуд), наружных половых органов
(зуд вульвы, мошонки). Причинами развития таких форм локализованного зуда являются хронические
воспалительные процессы в органах малого таза (про­статит, аднексит, проктит, парапроктит и др.), глистные
инвазии, трихомониаз. Большое значение имеют ферментативные нарушения слизистой оболочки прямой кишки,
климактерические изменения половых органов. Длительно существующий кожный зуд нередко ос­ложняется
присоединением пиококковой инфекции, кандидоза. Зуд, длительно сохраняясь, неблагоприятно влияет на
психику больных, которые становятся раздражительными, у них нарушаются сон, аппе­тит. Локализованный
хронический интенсивный зуд волосистой час­ти головы может быть ранним симптомом лимфогранулематоза,
зуд клитора — рака половых органов.

Лечение: при появлении кожного зуда важно установить его причи­ну.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете записаться на прием к дерматологу нашего медицинского центра.