Внезапно наступившее кровоиз­лияние, сопровождающееся нарушением целости ткани
яични­ка и кровотечением в брюшную полость. Небольшое крово­излияние в яичник происходит в процессе
овуляции (разрыва фолликула). Однако это процесс физиологический и не сопро­вождается выраженными
клиническими симптомами.

Причины возникновения апоплексии многообразны. Сре­ди них такие как: воспалительные
изменения ткани яичника с потерей эластичности, мелкокистозная дегенерация яичников, наличие
периовариальных спаек, варикозное расширение и склероз сосудов яичника. Провоцировать апоплексию могут
физическая нагрузка, травма, половое сношение, стресс. Кро­вотечению из яичника предшествует
образование в нем гема­томы, которая вызывает резкое растяжение тканей яичника с последующим разрывом и
кровотечением в брюшную полость. Апоплексия чаще всего развивается в середине менструального цикла в фазе
развития желтого тела. Кровотечение в брюшную полость может быть как умеренным, так и массивным,
угрожа­ющим жизни больной.

Заболевание начинается остро, с возникновения сильных болей внизу живота на стороне
поражения и симптомов внутрибрюшного кровотечения. Очень условно апоплексию можно разделить на две формы
— болевую и анемическую, чаще кли­ническая картина смешанная. Симптомы апоплексии нужно
дифференцировать с аппендицитом и внематочной беремен­ностью, но при наличии симптомов внутрибрюшного
крово­течения показана срочная операция и окончательно диагноз будет установлен по ходу операции.
Операцию следует прово­дить максимально консервативно, яичник удаляется только в случае массивного
кровоизлияния, во всех остальных случаях производят резекцию яичника. При симптомах апоплексии, без
обильного внутрибрюшного кровотечения, на что указы­вают нормальная частота пульса, устойчивое
артериальное давление и удовлетворительное состояние больной, возможна консервативная терапия при