Эндометриоз — доброкачественное хроническое заболе­вание, при котором
происходит распространение за пределы матки ткани, которая имеет морфологическое сходство с
эн­дометрием и подвергается циклическим изменениям соответс­твенно менструальному циклу.

Выделяют:

•   гениталъный эндометриоз:

• внутренний — тело матки, перешеек, интерстициальные отделы маточных труб;
  • наружный — наружные половые органы, влагалище, шейка матки, ретроцервикальная
    область, яичники, ма­точные трубы, брюшина малого таза;

•   экстрагениталъный
эндометриоз
—развитиеэндометриоидных имплантантов в других органах и системах орга­низма.

Эндометриоз отличается от истинной опухоли отсутствием выраженного клеточного атипизма и
зависимостью клиничес­ких проявлений от менструального цикла. Однако эндометри­оз обладает
способностью инфильтративного роста и может прорастать в любую ткань или расположенный рядом орган: стенку
мочевого пузыря, мочеточника, кишечника, а также об­ладает способностью переноситься гематогенным и
лимфоген-ным путем в отдаленные органы.

Причина возникновения эндометриоза до настоящего вре­мени не выяснена, несмотря на
большое количество гипотез. Наиболее вероятными причинами можно назвать обратный заброс менструальной
крови во время менструации из полости матки в трубы и брюшную полость, а также инвазивные вме­шательства
в гинекологии (аборт, диагностическое выскабли­вание, введение и удаление ВМС и др.). Важная роль в
пато­генезе эндометриоза принадлежит аутоиммунным реакциям и стрессовым факторам.

Клиническая картина складывается из нескольких симпто­мов, но ведущим является
болевой синдром и альгодисменорея. Причем болевой синдром развивается медленно, во второй по­ловине
цикла, интенсивность болей нарастает накануне менс­труации и в первые дни менструации. Боли усиливаются
при мочеиспускании, дефекации, половой близости. Имеется нару­шение менструальной функции по типу
менометроррагии, менс­труации бывают обильными и продолжительными, имеется ука­зание на появление
«мажущих» кровяных выделений до и после менструации. Изменяется общее состояние: больные
предъявля­ют жалобы на быструю утомляемость, слабость, перепады на­строения, часто имеет место
стойкая анемия.

Диагностика основана на сборе анамнеза, бимануальном исследовании, УЗИ, кольпоскопии,
гистероскопии. Наиболее информативна диагностическая лапароскопия в сочетании с гистероскопией. В любом
случае, для точной диагностики не­обходима настойчивость врача и больной, так как обследова­ние
носит комплексный характер.

Лечение будет зависеть от формы и локализации очагов эн-дометриоза, поражения
соседних органов, наличия спаечного процесса в малом тазу.

Лечение больных состоит из следующих этапов:

• подавление клинически активного эндометриоза. С этой целью с успехом применяются
    гормональные препара­ты. К ним относятся комбинированные эстроген-геста-генные препараты (фемоден,
    ригевидон, ановлар), про-гестины (норколут, премолют-нор, депостат), антигона-дотропины (даназол, дановал,
    гестринон), антагонисты гонадотропин-релизинг-гормона (золадекс, декаптилдепо), анаболические стероиды
    (ретаболил, метиландостендиол и др.);
  • для снятия болевого симптома применяются нестероид­ные противовоспалительные
    препараты (бруфен, индометацин, ортофен, диклофенак) в сочетании с анальге­тиками и спазмолитиками;
  • удаление очагов эндометриоза хирургическим путем. С этой целью чаще используется
    лапароскопия, причемпредпочтение отдается органосохраняющим операциям. К радикальному удалению матки
    приходится прибегать при сочетании миомы матки и эндометриоза;
  • хирургическое разъединение спаек, преимущество име­ют лапароскопические операции с
    возможностью при­менения электрокоагуляции;
  • лечение анемии с применением препаратов железа, вита­минов на фоне антианемической
    диеты;
  • улучшение общего самочувствия. Целесообразно при­менение нейротропных препаратов
    после консультации с невропатологом. Возможно применение родоновых ванн, электрофореза с йодистым калием,
    трипсином, лидазой.

Эффективность лечения зависит от правильно подобранной гормональной терапии и
использования хирургических мето­дов лечения. Большое значение имеет терапия, направленная на
улучшение качества жизни. Успех лечения эндометриоза за­висит от правильно выбранного и индивидуально
подобран­ного лечения, требует длительного времени, и, в значительной мере опирается на настойчивость
врача и желание пациента.