Миома матки — доброкачественная гормонозависимая опухоль у женщин, которая
возникает из гладкомышечных кле­ток миометрия с включением соединительной ткани. Опухоль возникает в
результате пролиферации отдельных гладкомы-шечных волокон. При этом происходит расширение кровенос­ных
сосудов и избыточное отложение гликогена.

Миома матки — самая распространенная опухоль у жен­щин репродуктивного возраста
35-45 лет. До сих пор остается невыясненной этиология опухоли, но нельзя отрицать высо­кую вероятность
возникновения миомы при дисгормональных нарушениях у женщин.

Провоцирующими факторами могут быть стресс, тяжелые экстрагенитальные заболевания —
ожирение, сахарный диа­бет, гипертоническая болезнь и др. Миома чаще всего бывает представлена опухолью
с наличием множества узлов. По пре­обладанию локализации узлов миомы ее условно можно под­разделить
на следующие формы:

• интрамуральную (интерстициальную) миому матки. Уз­лы опухоли не выходят за пределы
    миометрия;
  • субсерозную миому матки. При этом узлы или одиноч­ный узел растут в сторону брюшинного
    покрова, фор­мируя субсерозный узел на широком основании или тон­кой ножке;
  • подслизистую (субмукозную) миому матки. Узлы растут в сторону слизистой матки и со стороны
    полости матки покрыты только слизистой оболочкой;
  • шеечную миому матки. Узлы опухоли растут в шейке матки.

На практике, чаще всего встречается множественная миома матки с наличием
интерстициальных, субсерозных, субмукозных узлов (рис. 20).

Клиническая картина. Бессимптомная миома матки встре­чается редко. При тщательном
сборе анамнеза всегда удается выявить изменения в самочувствии, а также изменения функ­ций различных
органов и систем. Наиболее частой жалобой при наличии миомы матки является изменение характера
менс­труаций. Чаще всего наблюдаются полименорея, меноррагия и метроррагия. Нарушение менструального
цикла в большинстве случаев сопровождается анемией. Все перечисленное влечет за собой ухудшение
самочувствия, больные предъявляют жалобы  на недомогание, слабость, быструю утомляемость. Не­редко
при росте опухоли по­являются боли при менстру­ации, при акте дефекации, при половой близости. При
больших опухолях появля­ются симптомы нарушения функции соседних органов, они могут быть
многообраз­ны, чаще всего встречается нарушение функции желу­дочно-кишечного тракта (ЖКТ) и
мочевыделительных органов — запоры, за­труднения при акте дефекации, частое мочеиспускание  и
др. Нередко миома сопровождается бесплодием, не­вынашиванием.

Диагноз миомы ставится на основании сопоставления дан­ных анамнеза, гинекологического
осмотра и дополнительных методов исследования. При гинекологическом осмотре опре­деляется увеличенная
матка, плотная, часто бугристая. Иде­альным средством визуализации миомы является ультразвуко­вое
обследование. Дифференциальную диагностику необходи­мо проводить с другими опухолями малого таза,
особенно при субсерозной миоме. Для исключения субмукозно расположен­ных узлов миомы, а также для
диагностики состояния эндомет­рия проводится гистероскопия с раздельным диагностическим
выскабливанием и гистологическим исследованием соскоба. При затруднении диагностики, при подозрении на
опухоль яичника или эндометриоз проводят магнитно-резонансную то­мографию, которая обладает высокой
точностью диагностики топографического расположения опухоли и дифференциации мягких тканей.

Лечение.

До сих пор не решен вопрос о целесообразнос­ти лечения небольшой, без клинических
проявлений миомы матки. Тем не менее таким больным показано диспансерное наблюдение у гинеколога с
обязательным осмотром 1 раз в 3 месяца и УЗИ- контролем ежегодно. Больные должны при­держиваться
рекомендаций, которые касаются диеты с огра­ничением жиров, острых и соленых блюд. Пациенткам
реко­мендуется избегать тепловых процедур, им нельзя загорать на солнце и в солярии. Не рекомендуется
использовать физиоте­рапевтические процедуры и прием биостимуляторов. Все эти меры предосторожности
применяются с целью профилактики дальнейшего роста опухоли. Консервативная терапия миомы матки проводится
с целью торможения роста опухоли, лечения менометроррагий и анемии. Используются гестагены (нарколут,
премолютнор, оргаметрил, гестринон, неместран). Под действием лечения отмечается уменьшение размеров миомы
на 1-2-й неделе беременности, уменьшается менструальная кро-вопотеря, повышается гемоглобин. Но клинический
эффект удается получить при миоме, размеры которой не превышают 7-8 недель. Ведущим методом лечения до
настоящего времени остаются хирургический.

Показаниями к операции при миоме матки являются:

• большие размеры опухоли (12-13 нед и более);
  • быстрый рост миомы (более 2-3 нед за полгода);
  • миомы с субмукозными (подслизистыми) узлами;
  • субсерозный узел миомы на ножке;
  • нарушение питания, некроз миоматозных узлов;
  • шеечная миома;
  • рост миомы в постменопаузе;
  • нарушение функции соседних органов. Хирургическое лечение может быть
    органосохраняющим,

когда производится консервативная миомэктомия и удается сохранить менструальную и
репродуктивную функцию. Это позволяет предотвратить нарушение функции тазовых орга­нов. Радикальные
операции, как правило, проводят при мно­жественных миомах, миомах больших размеров. Удаление матки
(гистерэктомию) можно провести абдоминальным, вагинальным и лапароскопическим путем, что зависит от
вели­чины матки, локализации узлов, а также от опыта и квалифи­кации хирурга.