В гинекологической практике часто встречаются обильные маточные кровотечения, которые
обусловлены неполным само­произвольным абортом. Важными становятся данные анамнеза, такие как
задержка менструации, наличие признаков беремен­ности. Как правило, самопроизвольный аборт
сопровождает­ся болями внизу живота и кровотечением. При оказании неотложной помощи чаще всего имеют
дело с абортом в ходу и неполным абортом.

Лечение проводится в гинекологическом отделении. Ввиду обильного кровотечения
больные нуждаются в оказании неот­ложной помощи — срочном удалении остатков плодного яйца и
выскабливании стенок полости матки. Операцию проводят в присутствии анестезиолога под кратковременным
внутри­венным наркозом. При аборте в ходу или неполном аборте, как правило, не требуется расширения
цервикального канала. Аборт в ходу и неполный аборт всегда в той или иной степени сопровождается
анемизацией и инфицированием, поэтому эти больные нуждаются в адекватной антианемической,
антибак­териальной и общеукрепляющей терапии.

Дисфункциональные маточные кровотечения обусловлены нарушением цикличности
секреции женских половых гормо­нов при отсутствии органических заболеваний. Чаще всего заболевания
возникают в период становления менструальной функции (ювенильные кровотечения) и в период угасания
по­ловой функции (климактерические кровотечения) В период половой зрелости дисфункциональные
кровотечения встре­чаются реже и чаще являются осложнениями воспалительных заболеваний. Иногда
маточное кровотечение носит угрожаю­щий жизни характер, при этом надо быстро принять меры для его
остановки. Тактика в этом случае зависит от возраста па­циентки. В детородном возрасте и
климактерическом периоде лечение необходимо начинать с выскабливания стенок полос­ти матки, лучше под
контролем гистероскопии, которое будет являться и лечебным, и диагностическим, так как проводится
обязательное гистологическое исследование соскоба, резуль­таты которого учитываются при назначении
корригирующей терапии. При ювенильных кровотечениях обычно используют консервативные методы терапии,
которые проводятся на фоне детального обследования девочки, в ходе которого необходи­мо исключить
заболевания крови и органические поражения половых органов, например, гормонопродуцирующие опухо­ли
яичников, опухоли матки, влагалища. Терапия ювенильных кровотечений обязательно включает общеукрепляющее
лечение, применение сокращающих матку средств, кровоостанав­ливающих препаратов. В ряде случаев такая
терапия на фоне психоэмоционального покоя дает результаты, и кровотечение останавливается. Если
кровотечение продолжается или носит профузный характер, то необходимо принимать срочные меры к его
остановке. С этой целью применяют гормональный ге­мостаз. Как правило, такое лечение приводит в течение
суток к остановке кровотечения. В дальнейшем девочки нуждаются в длительном наблюдении и лечении у детского
гинеколога. Диагностическое выскабливание стенок полости матки у дево­чек проводится только по
жизненным показаниям и при безус­пешности консервативных методов лечения.