Опухолевидные образования яичника (Киста яичников)

Это кисты яичника, представляющие собой патологические полости, заполненные содержимым. Эти кисты не обладают пролиферативным рос­том, а увеличиваются за счет накопления жидкого содержимо­го. Называются такие опухолевидные образования ретенционными кистами.

К ним относятся:

• киста большой железы преддверия;
  • киста боковой стенки влагалища — киста гартнерова хода;
  • киста желтого тела;
  • фолликулярная киста;
  • пароовариальная киста.

Кисты растут медленно, чаще всего не имеют выраженной симптоматики. Кисты наружных половых органов, как прави­ло, причиняют неудобства при ходьбе и половой жизни. Кис­ты яичников часто протекают бессимптомно и определяют­ся только при осмотре или УЗИ. Но, несмотря на медленный рост, не исключены вероятность разрыва кисты, перекрут нож­ки кисты, кровоизлияние в капсулу кисты. Как правило, кисты подлежат хирургическому лечению с минимальным объемом вмешательства — вылущивание кисты.

Опухоли яичника

Это кистомы, которые характеризуются пролиферирующим ростом в пределах органа, из которого они возникли

К ним относятся:

• простая серозная кистома. Это опухоль до 10-12 см в диаметре, плотно-эластической консистенции, с про­зрачным содержимым. В 5-10% случаев возможна малигнизация;
  • серозно-тшпиллярная кистома. По степени малигнизации стоит на первом месте, каждая вторая опухоль перерож­дается в рак при отсутствии оперативного лечения. Опу­холь часто бывает двусторонней, 10-15 см в диаметре, плотная, округлая, с папилломатозными разрастаниями внутри опухоли;
  • муцинозная цистаденома — самая крупная опухоль. Ее размеры быстро увеличиваются, и за полгода опухоль может вырасти до громадных размеров и занимать всю брюшную полость. Опухоль бугристая, многокамерная, с густым слизеобразным содержимым. В 5% случаев воз­можна малигнизация;
  • грану'лезоклеточная опухоль. На втором месте по степе­ни потенциальной злокачественности, малигнизации подвержены до 40% опухолей. Большинство опухолей односторонние, величина разнообразная. Чаще они встречаются в менопаузе и обладают эстрогенной ак­тивностью;
  • текома. Опухоль обладает феминизирующим влиянием и встречается в менопаузе. Небольшая опухоль, часто не вы­ходит за пределы яичника или повторяет его форму;
  • андробластома. Опухоль обладает андрогенной актив­ностью, относится к маскулинизирующим опухолям. Опухоль имеет вид гладких серовато-белесоватых обра­зований до 10-12 см в диаметре. Чаще встречается у мо­лодых женщин в возрасте 25-30 лет;
  • фиброма яичника. Плотная опухоль, в диаметре до 10-12 см, не обладает гормональной активностью, не малигнизируется;
  • дермоидная киста. Опухоль разнородной консистенции, округлой или овальной формы, чаще односторонняя. На разрезе в полости встречаются волосы, хрящевые, кост­ные и жировые включения.

Клиническая картина

Опухоли яичника часто не имеют симптоматики, большинство из них протекает бессимптомно, если они не достигли больших размеров и не нарушают функ­ции соседних органов. При гормонопродуцирующих опухолях появляются симптомы феминизации или маскулинизации, на­рушений функции яичника в виде дисфункциональных маточ­ных кровотечений.

Неоспоримым преимуществом ранней диагностики опу­холей яичника следует считать массовые профилактические осмотры женского населения. Характер опухоли установить можно только после ее удаления, а окончательный диагноз после гистологического исследования. Учитывая это, все вы­явленные опухоли подлежат только оперативному лечению. Объем операции определяется характером опухоли. Повышает эффективность качества оперативной помощи экспресс-гисто­логическое исследование удаленной опухоли, которое прово­дится по ходу операции. Его результаты влияют на решение вопроса об окончательном объеме оперативного вмешательс­тва. Ранняя диагностика и своевременное оперативное лечение женщин с опухолями яичников являются эффективной профи­лактикой рака.