Пельвиоперитонит - воспаление брюшины малого таза, которое может возни­кать вторично вследствие
проникновения микроорганизмов из маточной трубы в малый таз.

Это восходящий путь инфекции, что чаще всего встречается при восходящей гонорее.
Пельвио­перитонит также может быть следствием микроперфораций при гнойном тубоовариальном
образовании, при нагноении кисты яичника, перекруте кисты, нагноении гематомы.

Клиническая картина яркая и характерна для острого вос­палительного гнойного
процесса: высокая температура, час­то озноб, резкое ухудшение самочувствия — слабость,
затор­моженность, симптомы интоксикации. Больные жалуются на сильные боли в животе, вздутие живота,
часто тошноту, икоту. Перистальтика вялая, газы отходят плохо, явление метеориз­ма. Отмечаются
положительные симптомы раздражения брю­шины над лоном. При гинекологическом исследовании
опреде­ляются резкая болезненность области придатков, ригидность и болезненность заднего свода.

Лечение основано на принципах комплексной терапии, ко­торая включает
дезинтоксикационную, инфузионную тера­пию, применение антибиотиков широкого спектра действия в
максимальных дозировках, препаратов, улучшающих пери­стальтику кишечника, поддерживающих деятельность
сердеч­но-сосудистой системы. Параллельно проводят экстренное об­следование, позволяющее при
необходимости провести сроч­ную операцию. Критерием эффективности лечения, наряду с клиническими
симптомами, будет проводимый в процессе лечения контроль за содержанием лейкоцитов крови в дина­мике.
Если терапия привела к улучшению: исчезли симптомы раздражения брюшины малого таза, снизилась
интоксика­ция, нормализовались или улучшились лабораторные пока­затели, улучшилось самочувствие
больной — консервативное лечение продолжается, дальнейшее лечение уточняется после полного
обследования больной и сравнительной оценки его результатов. Если же на фоне проводимой терапии,
улучше­ний не отмечается в течение ближайших 6-8 ч, переходят к оперативному вмешательству, объем
которого определяется в ходе операции.