Осложнение опухоли яичника, где наблюдается перекрут ножки опухоли, в которой находятся
ветви маточной артерии, питающие яичник, и яичниковая артерия, вместе с сопровож­дающими венами.
Анатомическая ножка состоит из растяну­той воронко-тазовой связки и собственной связки яичника.
Перекрут ножки опухоли может быть полным (на 360-720°) или частичным — на 180°. Хирургическая ножка
включает еще растянутую и перекрученную маточную трубу.

Клиническая картина при полном перекруте ножки кисты яичника всегда яркая: возникают
сильные боли, напряжение мышц передней брюшной стенки, появляется положительный симптом
Щеткина—Блюмберга, нередко беспокоит тошнота, может быть рвота. Температура тела повышена, пульс
частый, появляется липкий холодный пот, отмечается бледность кож­ных покровов и слизистых. При
влагалищном исследовании обнаруживают опухоль в области придатков, тугоэластичес-кой консистенции, резко
болезненную при пальпации и по­пытке смещения. Такие больные нуждаются в срочном опера­тивном
лечении, необходимо удаление придатков, причем опу­холь следует удалить, не раскручивая, во избежание
тромбо­эмболии, так как в ножке опухоли могут находиться тромбы. Кроме того, в перекрученных придатках
обязательно имеются явления отека тканей, нарушения кровообращения и некроза. Во время операции
производится тщательная ревизия органов малого таза, после удаления опухоли ее необходимо разрезать,
желательно провести экспресс-гистологическую диагностику, после чего окончательно выбирается объем
оперативного вме­шательства.

В послеоперационном периоде проводится противовоспа­лительная терапия, после выписки
из стационара в условиях женской консультации необходима реабилитация больных с применением
общеукрепляющей терапии, нормализации менс­труального цикла, иммуномодулирующей терапии.

При частичном перекруте кисты яичника все явления зна­чительно менее выражены. Тем не
менее при любом подозре­нии на перекрут кисты яичника больные нуждаются в стацио­нарном наблюдении,
обследовании и хирургическом лечении.