Злокачественные заболевания яичников занимают седьмое место в структуре онкозаболеваний
и составляют 5-6% всех злокачественных опухолей у женщин. В последние годы в Рос­сии и в мире наметилась
тревожная тенденция роста заболева­емости раком яичника. В большинстве экономически развитых стран рак
яичника имеет самые высокие показатели смертнос­ти среди всех злокачественных заболеваний женских
половых органов. В то же время ранняя диагностика этого грозного заболевания остается одной из самых
сложных проблем в он­кологии. За последние 10 лет в России на фоне снижения ко­личества
профилактических осмотров прирост рака яичника составляет 8,5%.

До настоящего времени нет достоверных данных об этио­логии заболевания. Пик
заболеваемости приходится на 60-70-летний возраст женщин. В последние годы отмечена небла­гоприятная
тенденция «омоложения» заболевания со сдвигом возраста заболевших на десятилетие назад.

Рак яичника подразделяется на следующие группы:

• первичный рак яичников;
  • вторичный рак яичников;
  • метастатический рак яичников.

Первичный рак — заболевание возникает первично, без предшествующей патологии
яичников. По гистологическому строению первичный рак яичников представлен эпителиаль­ной опухолью
железистого или папиллярного строения

Вторичный рак — наиболее часто встречающаяся форма, составляет 80-90% всех
злокачественных поражений яичника. Обычно вторичный рак возникает на фоне доброкачественных опухолей
яичника. Чаще всего малигнизируются (превраща­ются в злокачественные) серозные папиллярные цистаденомы,
реже муцинозные.

Метастатический рак носит название «опухоль Крукенберга» (рис. 22).
Злокачественная опухоль представляет собой метастаз из первичного злокачественного очага, который
ча­ще всего располагается в желудочно-кишечном тракте, желуд­ке (чаще всего), молочной железе или
матке. Метастазы из зло­качественных заболеваний распространяются гематогенным,
ретроградно-лимфогенным или имплантационным путем. Как правило, метастазы двусторонние, опухоль
увеличивается очень быстро, занимая весь малый таз.

Клиническая картина. Ввиду многообразия морфологичес­ких форм, клинические
признаки крайне неоднородны. Спе­цифических признаков, к сожалению, нет. Локализованные формы долгое
время остаются бессимптомными. Болевой симптом при этом появляется при перекруте ножки опухоли или
перфорации ее капсулы. Болевой симптом реализуется в виде локализованной очаговой боли или «острого
живота». У остальных пациенток симптоматика появляются при рас­пространении опухолевого процесса,
появляется недомогание, повышенная утомляемость, снижение и изменение аппетита, повышение температуры.
Присоединяются симптомы рас­стройства деятельности желудочно-кишечного тракта (тошно­та,
периодически рвота, запоры, перемежающиеся поносом), появляются дизурические явления (рези при
мочеиспускании, задержка мочи) и др. Живот прогрессивно увеличивается из-за асцита на фоне общего похудания.
В далеко зашедших случаях появляются выпот в плевральной полости, одышка, признаки сердечнососудистой
недостаточности.

Диагностика рака яичника на ранних стадиях затруднитель­на. Нельзя в этой связи
переоценить ежегодные профилакти­ческие осмотры женского населения. Осмотр дает возможность
предположить патологию яичников, а после тщательного об­следования уточнить диагноз и, при
необходимости, провести своевременное лечение. При бимануальном гинекологическом обследовании
определяются чаще всего двусторонние опухоли яичников, неправильной или овальной формы с бугристой
по­верхностью, плотной консистенции, ограниченно подвижные или неподвижные. При раке яичников, как
правило, выражен асцит. Диагноз подтверждается при проведении лабораторно-диагностических
инструментальных исследований. Чаще всего с диагностической целью применяются:

• пункция малого таза через задний свод или парацентез с цитологическим исследованием
    асцитической жидкости;
  • УЗИ органов малого таза;
  • УЗИ органов брюшной полости, молочной железы, щи­товидной железы;
  • компьютерная и магнитно-резонансная томография;
  • цветная допплерография;
  • маммография;
  • гастроскопия, ректороманоскопия;
  • рентгеноскопия органов грудной клетки;
  • хромоцистоскопия.

Большое значение имеет диагностическая лапароскопия, при которой можно не только
определить характер пораже­ния, но и произвести биопсию опухоли для гистологического исследования и
взять асцитическую жидкость для цитологи­ческого анализа.