Воспаление маточной трубы и яичника. Сальпингоофорит относится к наиболее частой форме
воспалений женских по­ловых органов. Острый воспалительный процесс начинается со слизистой оболочки
маточной трубы, возникает сальпин­гит. Быстро развиваются гиперемия, отек, нарушение микроциркуляции с
образованием воспалительного экссудата, который, стекая по трубе, попадает на яичник. Анатомическое
расположение и строение яичника способствуют быстрому вов­лечению его в воспалительный процесс.
Развивается сальпин­гоофорит (аднексит, воспаление придатков матки). В дальней­шем прогрессирование
воспалительного процесса приводит к утолщению и удлинению маточной трубы, образованию перитубарных спаек,
попаданию воспалительного экссудата в малый таз с последующим образованием в нем спаечного процесса.

Клиническая картина. Больные жалуются на боли внизу жи­вота, повышение
температуры, ознобы, ухудшение общего со­стояния, дизурические симптомы. При бимануальном
исследо­вании отмечается резкая болезненность в области придатков, пальпируются пастозные, увеличенные
придатки. При свое­временно начатом и достаточном лечении возможно полное выздоровление. Лечение
больных в острой стадии проводится в стационаре. Больным создают физический покой, назначают седативную
терапию. Принципы проводимой терапии — этапность и последовательность. При всем многообразии
медика­ментозных препаратов такой подход дает возможность про­вести весь комплекс последовательных
лечебных мероприятий, направленных на полное выздоровление больной.

Первый этап. Лечение начинают с полноценной антибакте­риальной терапии
антибиотиками широкого спектра действия в достаточной дозировке. Важно, чтобы применяемая доза
антибиотиков обеспечила их максимальную концентрацию в очаге воспаления. Применяют антибиотики
пенициллинового ряда, цефалоспорины IIIпоколения, фторхинолоны, аминогликозиды, линкозамины, макролиды,
тетрациклины. Целесообразно комбинировать антибиотики с производными нитроимидазола (метронидазол),
высокоактивными в отношении анаэробной инфекции. В тяжелых случаях антибактериальную терапию назначают
внутривенно. Параллельно проводится инфузионная дезинтоксикационная терапия для устранения
элек­тролитных нарушений и улучшения реологических свойств крови. Применяют растворы клексана, 5%
раствора глюкозы, физиологического раствора, реополиглюкина, фраксипарина и др. Общее количество жидкости
— 1,5-2 л в сутки. Инфузионная терапия снижает вязкость крови, повышает доставку антибиотиков к очагу
воспаления. При необходимости приме­няют препараты, которые нормализуют кислотно-щелочной баланс.
Применяют антигистаминные препараты, витамины. Такое лечение выполняют в течение 5-7 дней.

Второй этап. После стихания острого процесса, для улуч­шения состояния
маточной трубы и яичника применяют про­тивовоспалительные препараты. С этой целью чаще всего применяют
нестероидные противовоспалительные препара­ты — индометацин, диклофенак, ортофен, вольтарен,
которые вводят внутримышечно.

Третий этап. После применения курса противовоспали­тельной терапии
хороший эффект для окончания лечения дает физиотерапия, рациональное использование которой помо­гает
успеху лечения, предупреждает переход воспалительного процесса в хроническую фазу и предотвращает
образование спаечного процесса в малом тазу.

Непоследовательное или досрочно законченное лечение часто приводит к
рецидивам заболевания и в конечном итоге к хроническому течению заболевания.

Хроническая стадия сальпингоофорита характеризуется ут­ратой
эластичности и подвижности маточной трубы с уплотне­нием стенки, наличием перитубарных и
периовариальных спа­ек. Хронический процесс часто сопровождается бесплодием, невынашиванием
беременности, нарушением функции яични­ка. Большую опасность представляет возможное возникнове­ния