Причинами повреждений женских половых органов могут быть ушибы, падения, насильственные
действия и т.д. Кроме того, повреждения половых органов нередко возникают при патологических родах или
оперативных пособиях в родах.

Условно повреждения женских половых органов можно разделить на:

• повреждения наружных половых органов и влагалища;
  • повреждения матки.

Повреждения наружных половых органов.

Чаще всего встречается у девочек при падении на тупые и острые предметы, реже встречаются
насильственные или транспортные травмы.

Причиной травм наружных половых органов могут слу­жить патологические и оперативные
роды. Разрывы ­влагали­ща, шейки матки, промеж­ности, вульвы чаще всего происходят у рожениц с
уз­ким тазом, крупным плодом, неправильными предлежаниями плода и др. Разрывами наружных половых органов
часто сопровождаются опе­ративные роды — наложение акушерских щипцов, извлече­ние плода за
тазовый конец. Профилактикой родового травматизма будет служить индивидуальный подход к родоразрешению,
квалифи­цированное акушерское по­собие.

При ушибах и падениях могут возникать гематомы, разрывы  тканей,  осложненные
кровотечением. При падении на острые предметы возникают проникающие ранения с повреждением сводов
влагалища, уретры.

При изнасиловании могут возникать обширные разрывы стенок влагалища с обильным
кровотечением.

При транспортных авариях встречаются сочетанные трав­мы с повреждением костей таза,
тазовых органов и др.

При повреждении наружных половых органов ведущими симптомами являются боль и
кровотечение. Боль может быть от незначительной до травматического шока. Кровяные выде­ления — от
умеренных выделений до обильного кровотечения, сопровождающегося геморрагическим шоком. Диагностика
повреждений наружных половых органов основана на данных анамнеза и объективного исследования".

Осмотр больной необходимо проводить при полноценном обезболивании, что позволит
определить точную локализа­цию повреждений. После установления характера и степени повреждения,
приступают к лечебным мероприятиям, которые предусматривают противошоковые мероприятия,
хирургичес­кое восстановление поврежденных тканей, восполнение кровопотери. Доврачебная помощь
состоит в наложении давящей повязки на кровоточащий участок, применение холода. По по­казаниям
производится внутривенное введение противошоко­вых и кровезамещающих жидкостей.

Повреждения матки. Повреждения матки в виде перфо­рации происходят чаще всего
при аборте. Наиболее опасна перфорация матки расширителями или кюреткой, так как при этом часто происходит
повреждение внутренних органов. При подозрении на полную перфорацию матки оптимальным будет проведение
диагностической лапароскопии для тщательной ревизии состояния внутренних органов. После подтверждения
диагноза перфорации необходимо провести зашивание раны матки.

После проведенной операции женщины, с рубцом на матке должны состоять на
диспансерном учете в женской консуль­тации. В течение ближайшего года исключается беременность, такое
время необходимо для формирования рубца. Индивидуально подбирается контрацепция с учетом возраста и
проти­вопоказаний. Пациентке необходимо провести реабилитиру­ющую терапию, включая
противовоспалительные препараты, физиотерапевтическое лечение, направленное на профилакти­ку
образования спаечного процесса в малом тазу. У пациен­ток, планирующих беременность, проводится
обследование для уточнения состояния рубца на матке. При последующей беременности необходимы тщательное
наблюдение, плановая госпитализация в критические сроки и за 2 недели до предпо­лагаемых родов,
индивидуальный подход к методу родоразрешения.