Оплодо­творенная яйцеклетка при внематочной беременности разви­вается вне полости матки. Эктопическая беременность пред­ставляет серьезную опасность для здоровья и жизни женщины и стоит на первом месте среди причин срочных гинекологичес­ких операций. Число больных с внематочной беременностью не имеет тенденции к уменьшению. Как правило, внематочная беременность является трубной беременностью, а яичниковая или брюшная — осложнением нарушенной трубной беремен­ности.

Причины, которые приводят к развитию трубной беремен­ности, многообразны. Среди ведущих следует отметить воспа­лительные процессы придатков с нарушением перистальтики и проходимости маточных труб, аборты в анамнезе, поло­вой инфантилизм, гормональные расстройства, эндометриоз, стрессовые ситуации, глубокие психические расстройства и др. Внематочная беременность может быть следствием патологии яйцеклетки, при котором нидационные способности яйцеклет ки проявляются раньше времени. При трубной беременности имплантация плодного яйца происходит в слизистой оболочке маточной трубы, при этом ворсины трофобласта внедряются в стенку маточной трубы. Мышечный слой трубы гипертрофи­руется, но не может обеспечить нормальные условия для разви­тия зародыша. Труба принимает веретенообразную форму. Бе­ременность прерывается на 4-6-й неделе беременности, редко достигает 7-8-недельного срока. Причина прерывания труб­ной беременности заключается в нарушении плодовместили-ща. Если разрывается стенка плодовместилища, обращенная в просвет трубы, то плодное яйцо погибает, отслаивается от сте­нок трубы и ее сокращениями изгоняется в брюшную полость через ампулярный отдел трубы. При этом нарушение внема­точной беременности происходит по типу трубного аборта. Излившаяся из разрушенных стенок кровеносных сосудов кровь через трубу поступает в брюшную полость, причем, кро­вотечение может быть различной интенсивности. Кровь скап­ливается в маточно-прямокишечном углублении, образуя за-маточную гематому. В редких случаях плодное яйцо, изгнан­ное из трубы, сохраняет жизнеспособность и имплантируется на яичнике или в брюшной полости, продолжая развиваться. Так возникает вторичная яичниковая или брюшная беремен­ность. По типу трубного аборта беременность чаще всего пре­рывается в тех случаях, когда плодное яйцо имплантируется в ампулярном отделе маточной трубы.

В тех случаях, когда плодное яйцо развивается в истмичес-ком или интерстициальном отделе маточной трубы, происхо­дит разрыв трубы, который сопровождается обильным внут-рибрюшным кровотечением. Разрыв маточной трубы происхо­дит в результате возможности ворсин хориона, внедрившихся в стенку маточной трубы, выделять протеолитические фермен­ты. Это приводит к расплавлению, истончению, а затем к раз­рыву стенки маточной трубы со вскрытием стенок кровенос­ных сосудов и обильным кровотечением в брюшную полость.

По клиническому течению различают прогрессирующую и прервавшуюся внематочную беременность. Прогрессирую­щую беременность диагностировать трудно, так как симптомы характерны для нормально развивающейся беременности: возникает задержка менструаций, появляются сомнительные и вероятные признаки беременности, нагрубание молочных же­лез, при гинекологическом осмотре выявляются цианоз влага­лища, увеличение матки. Помочь в ранней диагностике про­грессирующей беременности может УЗИ, применять такую методику целесообразно у всех женщин при задержке менстру­аций. Динамическое наблюдение за больной с подозрением на прогрессирующую внематочную беременность показано толь­ко в стационаре с наличием «экстренной» операционной. При подтверждении диагноза прогрессирующей внематочной бе­ременности показано оперативное лечение. Предпочтение от­дается лапароскопической операции, которая обладает рядом преимуществ перед полостной операцией — возможностью провести органосохраняющую щадящую операцию. В послед­ние годы появились предпосылки консервативного ведения больных с применением лекарственных препаратов, таких как метатрексат и простагландины.