Распространению и активации воспалительных заболева­ний женских половых органов
препятствуют свойства влага­лищной микрофлоры — создание кислой среды, продукция перекисей и
других антимикробных веществ, активация фа­гоцитоза и стимуляция местного иммунитета. Ведущая роль в
поддержании микробиоциноза влагалища и подавлении пато­генной флоры принадлежит палочкам Дедерлейна,
которые, по существу, являются лакто- и бифидобактериями. Палочки Дедерлейна создают естественный барьер
для патогенной фло­ры. Расщепляя гликоген, который содержится в клетках эпи­телия стенки влагалища,
они способствуют выделению молоч­ной кислоты, которая, в свою очередь, поддерживает кислую среду
влагалищного содержимого, губительную для многих микроорганизмов. Вторым на пути распространения
инфек­ции встает барьер цервикального канала, который является границей между нижними и верхними
отделами половых пу­тей. Распространению инфекции препятствует также оттор­жение функционального
слоя эндометрия во время менструа­ции вместе с попавшими туда микроорганизмами. Защитные свойства
влагалищной микрофлоры снижаются на фоне ослаб­ления иммунитета, которое наблюдается при неадекватном
на­значении антибиотиков, спринцевании влагалища растворами антисептических и антибактериальных
средств, при стрессах, общих соматических заболеваниях.

Воспалительные заболевания могут возникать под действи­ем механических, термических,
химических факторов, но на­ибольшее значение имеет инфекционный фактор.

Воспалительные заболевания женских половых органов у женщин занимают первое место в
структуре гинекологических заболеваний. Рост числа гинекологических воспалительных заболеваний
отмечается во всем мире и является следствием миграции населения, изменения полового поведения
молоде­жи, нарушения экологии и снижения иммунитета.

Воспалительные заболевания органов малого таза могут быть представлены отдельными
формами (эндометрит, саль­пингит, оофорит и др.) и различными сочетаниями нозологи­ческих форм
воспалительных заболеваний. Наибольшее ко­личество заболеваний приходится на возрастную группу 15т-25
лет, после 30 лет частота заболеваний снижается. Большая часть возбудителей воспалительных заболеваний
относится к инфекциям, передающимся половым путем, поэтому не пос­леднюю роль в возникновении
воспалительных заболеваний играют нравственные критерии сексуальности у молодежи с тенденцией к
вседозволенности при отсутствии знаний об опасности подобного образа жизни.

Острое начало воспалительного процесса встречается ред­ко, чаще наблюдается стертое
течение, что затрудняет диа­гностику, приводит к несвоевременному началу лечения, что, в свою очередь,
приводит к возникновению хронических форм и частых осложнений.

Возбудители воспалительных заболеваний женских поло­вых органов:

• возбудители ИППП (хламидии, гонококки, трихомонады, уреаплазмы, микоплазмы);
  • грамположительные анаэробные микроорганизмы типа клостридий;
  • аэробные грамположительные бактерии (стрептококк, стафилококк, энтерококк);
  • аэробные  грамотрицательные   бактерии   (клебсиелла, протеи,
    энтеробактер).

Распространение инфекции из нижних отделов половых пу­тей в верхние может быть
пассивным (влагалище —» цервикальный канал —» полость матки —» маточные трубы
—» брюшная полость). Активное распространение инфекции осуществля­ется вместе с продвижением
со сперматозоидами, которые на своей поверхности имеют специальные рецепторы. Кроме то­го,
распространениюинфекции способствуют различные гине­кологические манипуляции — введение ВМС,
аборт, диагнос­тическое выскабливание и др.

Пути распространения:

• восходящий;
  • лимфогенный;
  • гематогенный;
  • контактный — по брюшине из первичного воспалитель­ного очага.

Классификация:

1)вульвит, вульвовагинит;

1. бартолинит;
  2. кольпит;
  3. эндометрит;
  4. сальпингоофорит;
  5. тубоовариальное образование;
  6. пельвиоперитонит;
  7. перитонит;
  8. сепсис.

Диагностика заболеваний включает сбор анамнеза, осмотр, гинекологическое исследование,
взятие мазков на патогенную флору, ИППП, посев на выделение культуры и определение чувствительности к
лекарственным препаратам. По показани­ям проводятся УЗИ-обследование, кольпоскопия, гистероско­пия
или другие дополнительные и инструментальные методы исследования.