ЭЛЕКТРОКОАГУЛЯЦИЯ — прижигание тканей электрическим током с лечебной целью.

Проводят с помощью специальных аппаратов постоянного и переменного тока. Термокаутер и в настоящее время составляет часть оборудования косметологических кабинетов. Принцип действия его заключается в использовании тепла электроэнергии. Петлю из платиновой проволоки нагревают через подведенный к ней проводок поступающим через трансформатор током и раскаленным ее концом производят мелкие операции на коже. Используют каутер в основном при удалении бородавок и фибром.

Если нет аппарата для диатермокоагуляции, диапазон применения каутера значительно расширяется, и при умелом его применении он не уступает по эффективности, а в некоторых случаях успешно дополняет аппарат для диатермокоагуляции. Диатермокоагуляция основана на использовании токов высокой частоты и позволяет выполнять различные манипуляции на коже, от мелких и тонких до обширных электротомий. При этом ткани нагреваются до температуры, при которой происходит свертывание белков (60—80°). Прижигание нервных окончаний делает вмешательство малоболезненным, предупреждает послеоперационные боли.

При диатермокоагуляции тепло возникает не в электроде (как при гальванокаустике), а в тканях. Для лечения используют аппараты ЭН-57М, ДК-3, УДЛ-200, УДЛ-350 и др. Очень удобны в работе монополюсные аппараты типа «Бревифлюкс». При биполярной методике пассивным электродом является свинцовая пластинка размером 20 х 30 см2 во фланелевом чехле, которую подкладывают под спину пациента, удобно лежащего в раскладном кресле. Активные электроды различной формы и величины фиксируют в изолирующей ручке. Аппарат включается ножной педалью. После обработки кожи спиртом и полного его испарения активный электрод плотно прикладывают к удаляемому элементу и включают ток. Для коагуляции на аппарате «Бревифлюкс» второго полюса не требуется, коагуляцию осуществляют монополярно. Мелкие образования можно коагулировать без анестезии, в других случаях применяют местное обезболивание 0,5%-ным раствором новокаина. Кожу вокруг скоагулированного элемента протирают спиртом, а сформировавшуюся корочку на месте удаленного образования в течение 3—4 дней смазывают 5%-ным раствором перманганата калия, жидкостью Кастеллани (без фуксина).

Заживление под корочкой происходит в течение 8—10 дней. Через 10—12 дней корочка отпадает и на месте бывшего образования остается розовое пятно, которое со временем приобретает цвет нормальной кожи. Если после удаления корочки остается возвышение или углубление, следует повторить коагуляцию краев или остатков образования через 2—3 месяца. При этом необходимо помнить о возможности формирования келоидного рубца, поэтому коагуляцию нужно проводить очень тщательно. Нельзя применять большую силу тока, которая вызывает обугливание образования, затрудняющее дальнейшую коагуляцию и приводящее к образованию рубца. Более глубокой коагуляции добиваются не увеличением силы тока, а временем его действия.

Исключение при этом составляют сосудистые образования (гемангиома, ботриомикома), при коагуляции которых необходимо в большинстве случаев использование тока большой силы для предупреждения возможного кровотечения. Отмечаются разные подходы к удалению поверхностных сосудистых пятен, состоящих из отдельных телеангиэктазий и сплошных плоских сосудистых пятен. В первом случае коагуляцию производят при небольшой силе тока, игольчатым электродом от центра сосудистого разветвления к периферии. Иногда для достижения положительного эффекта достаточно сделать коагуляцию только в одной центральной точке. Во втором случае коагуляцию осуществляют при большой силе тока электродом, имеющим форму толстой иглы, под местной анестезией. Электрод при этом рекомендуют не прижимать к поверхности пятна, а держать на расстоянии от кожи так, чтобы между электродом и ангиомой проскакивала жесткая искра, коагулирующая ткань. Легкими круговыми движениями коагулируют эпидермис и удаляют его с помощью стерильной салфетки или скальпеля.

Затем штриховыми движениями коагулируют более глубокие слои ангиомы. Послойную коагуляцию ангиом проводят для профилактики грубых, обезображивающих рубцов. После коагуляции ангиомы неострым скальпелем сглаживают границу между ангиомой и окружающей тканью, несколько раз обрабатывают коагулированную поверхность 5%-ным раствором марганцовокислого калия. Плоские бледно-розовые ангиомы не поддаются коагуляции ввиду глубокого залегания сосудов.

При удалении элементов, расположенных на широком основании или непосредственно исходящих из кожи, для получения лучшего косметического эффекта целесообразно производить послойную коагуляцию. Удаляя новообразования на ножке (фибромы, папилломы), вначале коагулируют ножку, после чего ножницами срезают элемент и основание его снова коагулируют токами меньшей силы. При этом основание элемента, необходимо коагулировать от периферии его к центру, а не наоборот. Этим мы добиваемся лучшего косметического результата. По этой же причине не нужно коагулировать элементы размером свыше одного сантиметра, хирургическое лечение дает при этом лучшие результаты.

Показания к диатермокоагуляции: остроконечные кондиломы, контагиозный моллюск, бородавки, осложненные угри, мозоли, гемангиомы, старческие кератомы, невусы, розовые угри, рубцы, атеромы, гипертрихоз, татуировка.

Противопоказания: сердечно-сосудистые заболевания в остром периоде, гипертоническая болезнь III стадии, частые приступы стенокардии, лихорадочное состояние, наличие у больного вживленного кардиостимулятора, непереносимость электрического тока.

Никогда не следует коагулировать образования, диагноз которых неясен или сомнителен. Это касается, в частности, пигментированных новообразований, и в особенности пигментных невусов.

Получить консультацию врача

Если у Вас остались вопросы, Вы можете записаться на прием к дерматологу нашего медицинского центра.