БАКТЕРИАЛЬНЫЙ ВАГИНОЗ

Бактериальный вагиноз — воспаление вульвы и влагалища бакте­риальной этиологии. Мочеполовой гарднереллез является одним из наиболее распространенных воспалительных заболеваний у женщин.

Частота

При случайной выборке — 4% среди всех форм инфекци­онных вагинитов. Бактериальный вагинит составляет от 40 до 50%.

Этиология и патогенез

Возбудитель мочеполового гарднереллеза — влагалищная гарднерелла — грамнегативная или грамвариабельная неподвижная полиморфная палочка шириной 0,3—0,5 мкм, длиной 1—3 мкм. Не образует капсулы, малоустойчива во внешней среде. Изучение видового состава микробной флоры при воспалительных заболеваниях мочеполовых органов показало, что в 58,2% случаев микробный фон представлен влагалищной гарднереллой, бактерои­дами и организмами рода мобинкулус. Высказывается мнение, что ведущая роль в развитии и течении заболевания принадлежит не ка­кому-либо одному возбудителю, а сложным синергидным взаимоот­ношениям влагалищной гарднереллы и неспорогенных анаэробов в многокомпонентных микробных ассоциациях.

. Пути передачи инфекции характерны для других заболеваний мочеполовых органов: взрослые заражаются, как правило, половым путем, внеполовое заражение женщин и девочек может произойтипри использовании гигиенических предметов, соприкасавшихся с половыми органами больного.

Клиническая картина

Во влагалище и вагинальной части шейки матки выявляется гиперемия слизистой оболочки. Выделения — во­дянистые, с неприятным запахом, гомогенные, жидкие, равномерно распределены по стенкам влагалища. Субъективно отмечаются бо­лезненность, чувство жжения, проявления заболевания усиливается после половой связи и несоблюдения норм гигиены.

Рассматривая клинические проявления у мужчин, следует разли­чать такие понятия, как гарднереллоносительство, а также носительство организмов рода мобинкулус и само заболевание, вызванное этими микробами. Носительство констатируют у практически здо­ровых лиц, не имеющих никаких воспалительных заболеваний мо­чеполовых органов как в анамнезе, так и на момент обследования, однако при этом данные бактериоскопического и бактериологичес­кого обследования свидетельствуют о наличии микроорганизмов. При заболевании воспалительный процесс характеризуется малосимптомностью и вялотекущим течением. Наиболее частыми кли­ническими являются баланиты, баланопоститы, реже уретриты.

Лабораторная диагностика

• Проба на выявление аминного запаха: при добавлении к отде­ляемому из очагов заболевания капли 10% раствора едкого ка­лия появляется «запах рыбы».
  • Определение возбудителя в препаратах, окрашенных по Граму: в мазках цитологическая картина характеризуется наличием разбросанных по полю зрения лейкоцитов, большого количест­ва мелких, чаще грамотрицательных, реже грамположительных палочек, которые располагаются на эпителиальных клетках.
  • Культивирование на эпителиальных средах: оптимальной сре­дой для культивирования является кровяной агар Касмана с 5% добавкой дефибринирЪванной крови кролика. Культура инкубируется в бескислородной среде.

• Соблюдение санитарно-гигиенических правил.
  • Применение барьерных методов контрацепции.
  • Синоним: гарднереллез.

Лечение бактериального вагиноза (гарднереллеза) (базовая схема) 3000